Установите является ли выражение логическим законом
Логический закон — это сложное высказывание, истинность которого не зависит от логических значений его составляющих. Закон логики — это всегда истинное высказывание.
Логические законы составляют основу логически совершенного мышления и обусловливают правильность рассуждений. Размышлять правильно означает рассуждать в соответствии с законами логики.
Кроме логических законов, в логике выделяют также логические противоречия и выполнимые высказывания.
Логическое противоречие — это сложное высказывание, ложность которого не зависит от логических значений его составляющих. Логическое противоречие всегда ложное высказывание.
Выполнимое высказывание — это сложное высказывание, логическое значение которого меняется в зависимости от логических значений его составляющих. В связи с этим оно может быть как истинным, так и ложным.
В логике существуют специальные методы, при помощи которых можно определить, является ли высказывание логическим законом, логическим противоречием или выполнимым высказыванием.
Рассмотрим один из них — метод таблиц истинности.
Используя таблицы истинности для логических союзов, можно построить такие же таблицы для любого высказывания, в состав которого входят несколько одинаковых или разных логических союзов. Для этого необходимо:
- — формализовать высказывание, используя язык логики высказываний;
- — в составе формулы, полученной в результате формализации, определить все подформулы. Каждая подформула начинает новый столбик таблицы;
- – выписать в строки все возможные наборы логических значений пропозициональных переменных (простых подформул). Количество строк в таблице рассчитывается по формуле 2", где п — количество переменных в формуле;
вычислить значение каждой сложной подформулы при каждом наборе значений переменных.
Рассмотрим высказывание, которому отвечает формула (р —»q) л
Подформулы этой формулы: р, q,
Эти подформулы начинают каждый новый столбик таблицы.
12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление): «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (из ст. 21 Конституции РФ)».
Имеет место логическое (таксономическое) деление понятия на виды.
13. Произведите логическое деление данного понятия, использую, если нужно выражения «и т.д.», и «и др.»: «понятие».
Понятия делятся на абстрактные и конкретные.
12. Определите тип суждения по характеру предиката: «Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года».
Простое атрибутивное суждение.
15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении: «Достоинство личности охраняется государством (из ст.21 Конституции РФ)».
Достоинство личности (субъект S+) охраняется государством (предикат Р-). Связка «есть» грамматически не выражена.
16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I , О. Определите распрделённость терминов: «Песни бывают застольными».
Некоторые песни (S-) застольные (Р-). Частноутвердителъное суждение-(I).
17. Определите тип суждения (А, Е, I , О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что Вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом: «Авторы этой книги не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек».
Ни один автор этой книги ( S +) не ставил себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек (Р+), — общеотрицательное (Е) суждение — Истинное.
Все авторы этой книги (S+)ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек (Р-). — общеутвердительное (А) суждение — Ложное.
Некоторые авторы этой книги (S-) не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек (Р+). — частноотрщателъное (О) суждение — Истинное.
Некоторые авторы этой книги (S-) ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек (Р-) — частноутвердительное ( I )суждение — Ложное.
18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату): «Некоторые студенты нашей группы знают какой-нибудь древний язык».
Данное суждение является частноутвердительным (I), противоречащим суждением является:
«Ни один студент нашей группы не знает никакого древнего языка — Общеотрицательное (Е) суждение.
19. Переведите на символический язык сложное суждение: «Пока мы боль чужую чувствуем, пока живет в нас сострадание, есть нашей жизни оправдание».
Если мы боль чужую чувствуем (а) и живет в нас сострадание ( b ), то есть нашей жизни оправдание (с).
20. Постройте таблицу истинности формулы: (А ^ В) ↔(С V В).
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
1. Установить объём и содержание понятия «кража».
Содержание (признаки): тайное хищение чужого имущества.
Объём: множество всех краж, совершённых и которые будут совершены: квартирные кражи, карманные кражи и т. д.
2. Определить вид данных понятий по объёму: «конституция», «действующая конституция», «конституция Иркутской области».
Конституция — непустое, общее, нерегистрирующее.
Действующая конституция — непустое, общее, регистрирующее.
Конституция Иркутской области — пустое понятие.
3. Дайте логическую характеристику понятию (определите вид понятия по содержанию и объёму): «монарх».
Монарх — непустое, общее, нерегистрирующее, конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное понятие.
4. Приведите два предложения, в одном из которых данное понятие использовалось в собирательном, а в другом в разделительном смысле: «граждане Российской Федерации».
Граждане Российской Федерации имеют право на образование (разделительный смысл — каждый).
Граждане Российской Федерации проживают на территории, равной 17 млн. кв. км (собирательный смысл).
5. Являются ли понятия а) сравнимыми; б) совместимыми: «адвокат», «прокурор».
Понятия «адвокат» и «прокурор» являются сравнимыми, несовместимыми (соподчиненные) понятия.
[При выполнении этого задания необходимо изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера].
6. Изобразите отношения между понятиями в кругах Эйлера: «треугольник, геометрическая фигура, тетраэдр, плоская геометрическая фигура».
[При выполнении этого задания необходимо изобразить отношения между понятиями в кругах Эйлера на одной общей схеме].
7. Подберите понятия, которые находились бы в следующих отношениях.
Например, Учёный – А; Поэт – В; – С.
8. Ограничьте и обобщите понятие: «закон физики».
Ограничение: Закон физики — закон всемирного тяготения.
Обобщение: Закон физики — закон.
9. Установите, является ли определение корректным, а если нет, то укажите какие правила нарушены: «Слон — большое африканское животное».
Определение некорректно, нарушено правило соразмерности — определение слишком узкое (А >Вс).
10. Попробуйте дать определение данным понятиям: «друг», «врач».
Друг — лицо, имеющее близкие приятельские отношения с кем-либо.
Врач — лицо, занимающееся лечением больных и имеющее медицинское образование.
11. Соблюдены ли правила деления в примере, а если нет, то какие правила нарушены: «Науки делятся на гуманитарные и естественные».
1) Нарушено правило соразмерности деления — неполное деление. «Науки делятся на гуманитарные, естественные и технические».
2) Члены деления не исключают друг друга.
Проблема детальной классификации наук крайне сложна и полностью не решена в настоящее время. Резкой грани между гуманитарными, естественными и техническими науками нет. Ряд научных дисциплин занимает промежуточное значение. Например: на стыке гуманитарных и технических наук находится техническая эстетика, между естественными и техническими — бионика; между естественными и гуманитарными — экономическая география.
12. Определите, имеет ли место логическое (таксономическое) деление понятия на виды или членение предмета на части (мереологическое деление): «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (из ст. 21 Конституции РФ)».
Имеет место логическое (таксономическое) деление понятия на виды.
13. Произведите логическое деление данного понятия, использую, если нужно выражения «и т. д.», и «и др.»: «понятие».
Понятия делятся на абстрактные и конкретные.
12. Определите тип суждения по характеру предиката: «Конституция РФ принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года».
Простое атрибутивное суждение.
15. Найдите субъект, предикат и связку в суждении: «Достоинство личности охраняется государством (из ст.21 Конституции РФ)».
Достоинство личности (субъект S+) охраняется государством (предикат Р-). Связка «есть» грамматически не выражена.
16. Установите количество и качество суждения и придайте ему стандартную форму одного из четырёх типов А, Е, I, О. Определите распрделённость терминов: «Песни бывают застольными».
Некоторые песни (S-) застольные (Р-). Частноутвердителъное суждение-(I).
17. Определите тип суждения (А, Е, I, О). Сформулируйте стандартную форму этого суждения и остальных суждений с теми же субъектом и предикатом по логическому квадрату. Считая данное суждение истинным, что Вы можете сказать об истинности других суждений с теми же субъектом и предикатом: «Авторы этой книги не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек».
Ни один автор этой книги (S+) не ставил себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек (Р+), — общеотрицательное (Е) суждение — Истинное.
Все авторы этой книги (S+)ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек (Р-). — общеутвердительное (А) суждение — Ложное.
Некоторые авторы этой книги (S-) не ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек (Р+). — частноотрщателъное (О) суждение — Истинное.
Некоторые авторы этой книги (S-) ставили себе целью дать полную информацию о физиологии бабочек (Р-) — частноутвердительное (I)суждение — Ложное.
18. Сформулируйте отрицание данного суждения (противоречащее суждение по логическому квадрату): «Некоторые студенты нашей группы знают какой-нибудь древний язык».
Данное суждение является частноутвердительным (I), противоречащим суждением является:
«Ни один студент нашей группы не знает никакого древнего языка — Общеотрицательное (Е) суждение.
19. Переведите на символический язык сложное суждение: «Пока мы боль чужую чувствуем, пока живет в нас сострадание, есть нашей жизни оправдание».
Если мы боль чужую чувствуем (а) и живет в нас сострадание (b), то есть нашей жизни оправдание (с).
20. Постройте таблицу истинности формулы: (А^ В) ↔(С V В).