Факультет бизнес информатики кем работать

Содержание

Бизнес-информатика – специальность совершенно новая для нынешних студентов. Поэтому довольно многие, услышав слово "бизнес", тут же бегут поступать туда. Но не стоит делать поспешных выводов. Давайте поговорим о том, что представляет собой факультет бизнес-информатики. Также узнаем, какая от него польза.

Новшества

Бизнес-информатика – специальность, которая заняла одно из передовых мест в последнее время среди абитуриентов. Конечно, ведь в ее описании можно заметить, что человек, отучившийся на данном направлении, довольно многое будет уметь. А что касается работы, так это вообще не обсуждается – конечно, такие специалисты будут очень цениться, особенно в IT-технологиях. В ВШЭ бизнес-информатика преподается уже несколько лет. Можно сказать, что это "первооткрыватели" данного направления.

Выделив "бизнес-информатику" среди всех направлений, студент, конечно же, "поведется" на заманчивое название и подаст на нее документы на поступление. Отсюда появляется огромная конкуренция. Но все ли так хорошо, как кажется? И так ли востребована бизнес-информатика – специальность, которая пока еще толком не известна никому из обучающихся?

Трудности выбора

Факультет бизнес-информатики, как уже было неоднократно сказано, является довольно новым направлением. Конечно же, многим студентам (да и родителям) хочется знать, что же изучают в ходе подобного обучения. Вот здесь и начинаются первые проблемы, с которыми сталкивается студент.

Первое, что может шокировать – это предметы, необходимые для поступления. Как правило, бизнес-информатика, специальность новая и неизведанная, требует от ребят сдачи русского языка, математики и. обществознания. Заманчивое предложение, особенно для тех, кто собирался поступать на обычного экономиста. Большинство абитуриентов меняют свое мнение в сторону новшеств. Но со временем начинаются вопросы: "Бизнес-информатика, кем работать-то с таким образованием?" Сначала давайте посмотрим, что изучают специалисты, которых готовят по данному направлению.

Математика или.

Как только студент приходит на первые же лекции по бизнес-информатике, он, как правило, попадает в неловкое положение. Все дело в том, что это направление трактуется больше как экономическое образование. На деле же все обстоит несколько иначе.

С первых лекций ребят поджидают уже на первом курсе много чисто математических дисциплин. Здесь и математический анализ, и дискретная математика, и информатика, и история вычислительной техники. Человек, не готовый к тому, что бизнес-информатика – специальность неизведанная, может попросту удивиться, откуда здесь столько математики. Но на этом все не заканчивается.

Дальше, на том же первом курсе, студентам начинают преподавать много информационных предметов, а также учат программированию. Сюда же можно отнести и то, что иностранные языки (особенно английский) начнут преподавать под видом "делового разговорного". На самом деле студенты будут все время вынуждены переводить тексты, пересказывать их и вести беседы с преподавателем на тему: "Кем я хочу работать". От школьного уровня "недалеко" уехали. Здесь, конечно, важна самостоятельная работа. Бизнес-информатика отнимает у студентов довольно много времени по количеству проводимых в день лекций, что практически не оставляет времени на отдых. Поэтому во время занятий студент должен работать самостоятельно (так бывает в большинстве случаев), чтобы понять, что "происходит" вокруг него.

Отдельное место отведено под информатику и программирование. Здесь изучается вся история развития данных дисциплин, после чего появляются разные базы данных, задачи по составлению и использованию программ и так далее. Но, к сожалению, на должном уровне программирование не преподается. На хорошее изучение данного направления необходимо как минимум 4 года полноценной работы. Бизнес-информатика – направление, которое заваливает студентов разными предметами. А что касается экономики и гуманитарных наук, которые так обещали? Давайте посмотрим, что еще вынуждены будут изучать ребята.

Немного гуманитария

Поступив на специальность, которой мы сейчас занимаемся, студент свято верит в то, что он получит престижное элитное образование, а изучаться будут экономические науки. С первого курса ждет некоторое разочарование тех, кто выбрал факультет "Бизнес-информатика". Кем работать, если учат только математическим дисциплинам, – это вопрос вопросов. Немного погодя обучение начинает "скатываться" в сторону экономики.

Здесь появляется макро- и микроэкономика, финансовая математика, охрана безопасности жизнедеятельности, психология, экономическая теория, 1C-предприятие и так далее. Математика, после изучения дифференциальных направлений и общей теории систем с теорией вероятностей, потихоньку уходит на второй план. Студентам также будет дано изучать менеджмент и маркетинг. Постепенно бизнес-информатика начинает отодвигать и информатику. Приблизительно к 3 курсу она вовсе покинет измучившихся студентов.

Так, толком не изучив математику и информационные технологии, ребята перескакивают на экономику. Вот такая непонятная бизнес-информатика специальность. "Кем работать будете после выпуска?" – может задать вопрос первокурсникам и второкурсникам преподаватель по любой экономической специальности. А студенты только разводят руками. Действительно, что же делать после получения диплома?

Был бы математиком, но.

Естественно, математик! Как же такое сразу не пришло в голову. Отучиться 5 лет на новом направлении, которое, по словам ректоратов, готовит элиту, чтобы потом работать в школе учителем математики? Что ж, вариант. Правда, слишком уж дорогой. Обучение в год на данном направлении варьируется от 100 и до 200 тысяч рублей в зависимости от географического положения. Так что, если вам хочется работать учителем математики, идите на что-то более "узкое".

Кроме того, должный уровень математических знаний здесь не поддерживается. Полноценная математика, а именно математический анализ и дифференциальные уравнения преподаются всего один год. Остальные математические дисциплины проходят через умы студентов по одному семестру, что не дает должных знаний. Хотя можно услышать много отзывов и разговоров о том, что бизнес-информатика – специальность востребованная и элитная. Такое мнение обычно высказывают родители и те, кто сам не учился еще на данном направлении.

Программистом бы мне.

Хорошо, математика отошла на второй план. Что еще преподают? Информатику и программирование! Точно! Если не знаете, кем работать, можно податься в сферу IT-технологий, как обещают многим студентам ректоры. Как только студенты загораются такой идеей, их мечты тут же рушатся – всего два года изучения программирования и один год – информатики. О, как много знаний они дадут!

Для того чтобы стать полноценным программистом, необходимо изучать предмет минимум 4 года, причем ежедневно и постоянно. Об информатике можно сказать то же самое. Тем не менее, вузы "рекламируют" бизнес-информатику как специальность, после которой выпускники смогут работать там, где только пожелают. На практике дело обстоит иначе. Обещания и представления об элитности данной специальности разбиваются в пух и прах. Те, кто уже проучились какое-то время, довольно часто называют бизнес-информатику "недоспециальностью". Но почему? Ведь, раз уж с математикой и программированием "не срослось", существует еще и экономика!

"Недоэкономист"

И все же, какой будет будущая работа? Бизнес-информатика включает в себя довольно много экономических дисциплин после изучения математических. Но здесь дела обстоят еще хуже. Все дело в том, что экономикой тоже необходимо "плотно" заниматься, чтобы достичь хорошего результата. А на данном направлении преподают "всего по чуть-чуть". Кусок отрывают от математики, еще часть – от программирования, остальное – от экономики.

И в голове начинает царить хаос. Немного знаний по управлению персоналом, психологии, математике, программированию, экономике, маркетингу и так далее. Что получается? Выходит так, что ни один предмет полноценно не преподают. На рынке труда существует и без того много более узких специалистов, которые имеют далеко не такие поверхностные знания, которые дают на бизнес-информатике. Выходит, что и обещанные зарплаты от 35 000 рублей – это просто сказка для незнающих. Естественно, существует шанс, что вы будете работать, как вам и обещают, в сфере внедрения IT-технологий в бизнесе, но это удастся сделать разве что "по знакомству" и "не по специальности". Что же остается для бизнес-информатика? Кем работать после выпуска?

Нелегкая жизнь

Как уже говорилось, выпускника ожидает огромная конкуренция на рынке труда, а не золотые горы, которые так обещают. Человеку, окончившему факультет бизнес-информатики, придется на самом деле нелегко. Но что же делать?

Все, что остается – это популярные сферы работы. Например, менеджер или продавец-консультант. Как раз здесь обычно и работают студенты и выпускники бизнес-информатики. На "элитные" места претендовать они не смогут, так как громкое имя направления подразумевает, что ребята берут "отовсюду по чуть-чуть". Не лучший вариант. Также студенты могут работать операторами в колл-центрах и разными офисными рядовыми работниками. Так, в конце концов, ребят ждет огромное разочарование, особенно если они обучаются на платной основе.

Есть замена

Что же делать тем, кому хочется работать по специальности и не хватать отовсюду по чуть-чуть? Существует такое направление, как информационный менеджмент. Это, по сути, та же бизнес-информатика, только звучит она менее "престижно", да и изучаются там больше и упорнее экономические дисциплины.

Так, поступив на информационный менеджмент, студент становится полноценным экономистом, который способен конкурировать на рынке труда. Да, вероятность того, что он начнет зарабатывать по 50 тысяч в месяц и ничего при этом не делать, практически сводится к нулю. Тем не менее, свои 25 000 рублей за работу по специальности выпускник получать будет гарантированно. У тех, кто отучился на бизнес-информатике, порой даже практика проходит в качестве кассиров, менеджеров по продажам и консультантов. Получается, что бизнес-информатика – специальность довольно обманчивая, переделанная из другой, чтобы "вытягивать деньги" из студентов и их родителей. Впрочем, таких примеров очень много.

ИЛИ

И ПОЛУЧИ ДО 95% ВЫГОДЫ

Вечная проблема выбора “Кем быть?” рано или поздно посещает каждого. Родители еще с детства пробуют разглядеть в чаде задатки второго Лобачевского или новой Ахматовой. Но к старшей школе восторги чуть стихают: вопрос выбора профессии становится более острым и одновременно меркантильным. Как ни печально, основные критерии выбора профессии — не способности и даже не желание.

Сравниваются шансы на поступление, стоимость обучения, перспективы удачного трудоустройства по специальности и карьерного роста. Последнее интересует, как правило, в разрезе заработной платы или иного вида будущих доходов. Бизнес-информатика — специальность привлекающая одним своим названием, объединяющая несомненно востребованную в настоящее время IT-направленность и красивое слово “бизнес”, неизменно ассоциирующееся с деньгами.

В этом обзоре разберемся:

  • бизнес информатика — что это за профессия;
  • насколько перспективно такое образование;
  • как поступить на факультет IT-бизнеса;
  • кем работать после получения диплома;
  • как превратить “корочки” в реальный доход.

Содержание:

Бизнес-информатика: что это за профессия?

Впервые факультет бизнес-информатики был открыт в 2002 году при НИУ ВШЭ. Именно высшую школу экономики можно считать первопроходцами в этом направлении. Впрочем, если бы о необходимость обучать специалистов, работающих с информационными системами в бизнесе, не задумались в этом учебном заведении, это направление все равно было бы освоено. Слишком хорошо на на заре нового века стала видна нехватка специалистов именно этого профиля. Для сравнения, в Германии аналогичный курс появился на 12 лет раньше, а в США на 8. Путем проб и ошибок и изменения программы под востребованность и реалии времени была разработана и общая концепция направления, и ее отдельные ветви.

Если обратиться к рекламке для абитуриентов, то направление бизнес-информатика ВШЭ презентуется как комплекс навыков:

  • разработка информационных систем и программ для бизнеса любого размаха;
  • проектирование бизнес-моделей с использованием сетевого пространства;
  • обслуживание и оптимизация этих ресурсов;
  • менеджмент и юриспруденция, относящиеся к деятельности в интернет;
  • системы безопасности в информационной среде;
  • аналитика, прогнозирование в сфере интернет коммуникаций.

Даже в официальной информации подчеркивается, что бизнес-информатика ВШЭ не является технической специальностью. Это раздел экономического направления и значительная часть читаемых студентам предметов ориентирована именно на эту область.

Преподаватели факультета, регулярно проводящие мероприятия для старшеклассников и потенциальных студентов, заверяют, что выпускников ждут вакансии в аналитических отделах и руководстве крупных компаний. Регулярные отсылки к “звездным” историям людей, занимающих крупные посты, также работают на укрепление образа престижной и потенциально высокодоходной профессии. На некоторые сомнения могут навести только факты, что примеры большей частью почерпнуты из зарубежного опыта, а конкретики, что дает бизнес-информатика, кем работать и какие вакансии подходят, не приводится.

Факультет бизнес-информатики: актуальность профессии

К сожалению, вся предоставляемая учебными заведениями информация запутана и разбавлена водой. Понять, бизнес информатика — что это за профессия, из нее невозможно. Отвлечемся от рекламного буклета для подбирающих ВУЗ в РФ и попробуем понять взаимосвязь понятий бизнес и информационные системы. Тут все очевидно:

  1. Любое предприятие, заинтересованное в развитии и увеличении прибыли, так или иначе связано с сетевыми ресурсами. Минимум — в области рекламы, максимум — работа полностью привязана к интернет-ресурсам и электронным системам. Если по какой-то неведомой причине предприятие еще не использует электронные технологии, это прямая предпосылка для обращения к специалисту. Учет, бухгалтерия, обучение персонала — все завязывается на автоматизации.
  2. Организации, целиком сосредоточенные на информационном продукте или торговле незримыми лотами, привязаны к таким сотрудникам полностью: требуется анализ конкурентной среды, прогнозирование путей развития, разработка собственных шагов и программное обеспечение этой работы.
  3. Бесценна роль специалистов по бизнес-информатике в сфере рекламы, которая на данный момент становится одной из самых высокодоходных отраслей: Обилие персональных электронных гаджетов требует внимания именно к этой ветви маркетинговых приемов.

Перечень можно продолжать бесконечно, а объяснять роль компьютерной техники в современном мире — глупо. Получается, что по окончанию факультета “Бизнес-информатика” кем работать задумываться не придется. Чтобы понять, так ли это, придется заглянуть в учебный план пары ВУЗов, предлагающих это направление.

Анализ образовательной программы факультетов бизнес-информатики

Программа обучения (бакалавриат) в разных учебных заведениях отличается несущественно. Очная форма на базе 11 классов предполагает 4 года обучения, а очно-заочная, заочная, вечерняя — 5. Перечень выдаваемых предметов и детальность изучения также схожи. Первые два года большей частью посвящены математике во всех ее аспектах:

  • линейная алгебра;
  • матанализ;
  • дискретная математика;
  • теория вероятности.

Далее этот откровенно теоретический набор разбавляется рядом экономических дисциплин:

  • микро- и макроэкономикой;
  • экономической теорией;
  • сетевой экономикой;
  • фин.учетом.

Естественно, преподается английский, как язык международного делового общения.

К третьему курсу появляются предметы, связанные с IT-технологиями:

  • программирование и ИС;
  • прикладная информатика;
  • сетевая инфраструктура предприятий;
  • базы данных, их разработка, оптимизация, обслуживание.

Этим предметом отводится до трети учебного времени, но еще треть посвящена наукам, казалось бы, никакого отношения не имеющим к бизнес-образованию.

Пришедшим на факультет бизнеса приходится грызть достаточно большой объем материалов по психологии, философии, социологии, ОБЖ и другим общеобразовательным наукам.

Предметы, касающиеся предпринимательства и без которых факультет бизнеса не был бы таковым вводятся в учебный план только на 4 курсе:

  • менеджмент предприятия и его финансовая, стратегическая и логистическая направленности;
  • бизнес-аналитика;
  • обеспечение информационной безопасности предприятия;
  • защита прав в ИТ-сфере;
  • работа с персоналом и технические средства этого процесса;
  • логистика;
  • эконометрика.

К сожалению, только на том этапе у учащихся есть возможность перейти от теории к делу: на практике протестировать собственные идеи и изучить особенности работы наиболее популярных из внедренных. Уже заканчивающих факультет бизнес-информатики студентов направляют на практику.

И на этом этапе открываются все проблемы: попасть в серьезную организацию достаточно сложно. Для технической работы компании стараются взять выпускников с более обширными практическими навыками в программировании, для аналитической — экономистов. Рассуждения о престижных вакансиях, которые якобы ждут выпускников, оказываются мифом. Отзывы выпускников однозначны: попытка объять необъятное для молодых специалистов оборачивается медвежьей услугой. Зная понемногу обо всем, выпускники “Бизнес-информатики” недостаточно натасканы для конкретной работы. В результате практику студенты получают даже в торговых сетях, по сути занимаясь работой торговых представителей и кассиров-операционистов. В лучшем случае им доверяют отладку внутренних сетей небольшой организаций и установку программного обеспечения.

Реальные перспективы получить возможность стажировки в компании с мировым именем есть только у выпускников специализированных кафедр. При ВШЭ, например, открыты базы Майкрософт, 1 С, САП и “Стек”.

Реальные перспективы выпускников факультета “Бизнес-информатика”: кем работать

Чтобы понять, что из обещаний является правдой, а что рекламными слоганами, достаточно найти отзывы тех, кто уже закончил факультет. Свидетельств, что выпускники попадают на действительно престижные должности, практически нет. Чаще всего свежеиспеченные бакалавры квалификации бизнес-информатика работают:

  • It-специалистами;
  • Erp-программистами и программистами баз данных;
  • Web-администраторами или Web-дизайнерами;
  • бизнес-консультантами тренерами для персонала;
  • верстальщиками и контент-менеджерами;
  • системными аналитиками;
  • специалистами sap.

Стоит учитывать, что современных работодателей мало интересуют “корочки”, которые редко отражают настоящие навыки кандидата на ту или иную должность. Возможно, на руководство предприятия, рассматривающего портфолио соискателя, большее впечатление произведут не документы об образовании, а гранты и свидетельства участия в конференциях или презентациях собственных работ. К счастью, обучение на факультете “Бизнес-информатика, например, в СШЭ дает возможность активно заниматься подобной деятельностью и к моменту выпуска из ВУЗа собрать неплохое портфолио из собственных наработок.

Где учат на специалистов по бизнес-информатике?

Не смотря на достаточно смутные перспективы недостатка в желающих поступить ВУЗы, имеющие кафедру Бизнес-информатика”, не испытывают.

У каждого из этих учебных заведений имеется разветвленная сеть филиалов, также готовых принять учащихся на коммерческой основе. Образование по специальности “Бизнес-информатика” доступно и в Зауралье, и на Дальнем Востоке. Уральский институт ЭУиП, например, имеет представительства не только в крупных Екатеринбурге и Челябинске, но и периферийных Златоусте, Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, где численность населения составляет 50-80 тысяч человек.

Стоит отметить, что и стоимость обучения серьезно отличается. Так за год посещения “Плехановки” придется отдать 240 тысяч рублей, а за год два семестра в ВШЭ — 400. При том, что и проходной балл в последний значительно выше, чем в аналогичные. Престиж “первопроходца” специальности в сочетании с действительно широкой учебной базой дает о себе знать.

Возможно, ажиотажу вокруг специальности способствует и небольшое количество свободных мест для желающих стать специалистом по бизнес-информатике. Даже крупные МГПУ или “Плехановка” готовы взять всего по 20 учащихся. В именитом РУДН мест и того меньше: всего 5. В любом случае абитуриента ждет серьезная конкуренция при поступлении.

Что сдают при поступлении?

Профильным предметом по специальности “Бизнес-информатика” является математика. Ее придется сдавать обязательно с проходным баллом за ЕГЭ не менее 81 даже для региональных филиалов. Для сравнения, Высшая школа экономики готова принять выпускников с отметкой не менее 90. На бюджетные места, впрочем, как и по любой другой специальности, рассчитывать сложно: на каждый из ВУЗов их приходится всего по 15-20.

Кроме математики придется сдавать русский язык. Выбор между обществознанием и иностранным языком делает руководство учебного заведения. Эти данные надо уточнять перед поступлением в конкретный институт.

Как выбирать образовательное учреждение с профилем бизнес-информатика – ВШЭ или другие варианты?

Выпускники, уже столкнувшиеся с проблемами трудоустройства, их глубину смогли оценить на практике. Комбинированная специальность, включающая и менеджмент, и управленческую деятельность, и экономику, и информатику серьезно уступает возможностям узкого профиля. Крупные компании, бюджет которых позволяет нанять целый штат специалистов, предпочитают взять именно их, а не похватавшего верхушки молодого бизнес-аналитика. Особенно ярко эта проблема проявляется в регионах, где ВУЗы добавили в перечень кафедр модное название “Бизнес-информатика” только из-за востребованности, не озаботившись ни кадровым составом, ни образовательной базой, ни договорами о практике учащихся.

Изучая официальные странички ВУЗов при подготовке этого материала, ваш покорный слуга был несколько шокирован: в информации о преподавателях отдельных заведений фигурируют фамилии (несомненно заслуженных) педагогов со стажем 30 и даже 40 лет. Цитирую медийную личность “Не хотелось бы никого обижать” (с), но сложно поверить, что седовласый профессор, начавший свою деятельность во времена активного построений коммунизма и освоения целины, действительно способен дать качественное образование в сфере построения бизнеса и использования возможностей интернета в этом вопросе. Такой кадровый состав вызывает сомнения.

Второй факт, который насторожил лично меня, отсутствие каких-либо данных карьере самих преподавателей и о личных разработках. Создается полное впечатление, что дисциплины читаются (простите, но слово “преподаются” даже употребить не могу) только ради выдачи часов. Они разрознены и не образуют хоть какую-то логичную систему, способную дать представление абитуриенту: бизнес-информатика — что это за профессия, что придется делать после выпуска и какие перспективы ожидают бакалавра или магистра с таким профилем.

Конечно, можно найти аргументы “за”:

  1. Специальность новая и за периодом становления непременно будет период роста и успеха. Программа будет адаптирована к реалиям времени.
  2. В РФ уже вырос пласт предпринимателей, способных на собственном опыте показать ступени успеха в бизнесе и рано или поздно они будут привлечены к преподаванию.
  3. Наведение порядка в образовательной сфере в целом и вытеснение недобросовестных ВУЗов, обещанное правительством, должно повлечь и ликвидацию недобросовестных учебных заведений. Практика заманивания выпускников красивой оберткой рано или поздно прекратится.

Но на данный момент при выборе образовательного учреждения на все эти моменты надо обращать внимание. 4 года, потраченные на протирание штанов на студенческой скамье, — слишком большая плата за поспешное решение. Уточнить перед поступлением стоит не только цену обучения, но и:

  • реальные заслуги и практический опыт преподавательского состава;
  • судьбу выпускников предыдущего года и на 2-3 назад, какой процент из них работает по специальности и каких успехов они достигли;
  • наличие договоров с организациями на прохождение практики;
  • материальную базу и техническую оснащенность, немаловажную для ИТ-направления.

ВУЗ или самообразование: факультет бизнеса – “за” и “против”

И все-таки, после всего нелицеприятного, написанного в адрес ВУЗов в целом и кафедры “Бизнес-информатика” в частности, хочется добавить ложку меда: действительно, истории успеха среди выпускников этого направления есть. Часть из них при первой же возможности уехала за рубеж, часть — трудится в управленческом аппарате крупных холдингов, часть — организует собственные проекты. Но если изучить эти истории, становится очевидно, что далеко не ВУЗ сыграл решающую роль в судьбе. Да, учебное заведение дало базу, в том числе и языковую. Но для того чтобы успешно пройти собеседование в Майкрософт или БлуБайт, базы языка, называемой “деловым английским”, явно недостаточно. Как и мало азов программирования, чтобы обойти конкурентов на вакантную должность. “Корочки” — решают многое, но далеко не все. Бизнесу можно учиться, но научить ему принудительно практически не реально. И только от самого учащегося, его стремления самореализоваться и достичь выбранных высот будет зависеть, останется он дипломированным специалистом на должности сисадмина в небольшом ООО или откроет собственный бизнес, применив на практике и полученные в ВУЗе знания, и результаты самообучения в сочетании с интуицией, деловой хваткой и долей креатива.

После изучения всего выше сказанного у читателя должен остаться один самый логичный вопрос: где учиться бизнес-информатике и на чей опыт опираться. Ответ достаточно прост: у тех, кто уже стал успешным. К счастью, люди, которые действительно достигли высот и заработали приличные капиталы благодаря собственному бизнесу, в том числе и информационному, и основанному на макроэкономических процессах, имеют возможность учить и делиться знаниями абсолютно безвозмездно. Ими выпускаются электронные книги, мастер-классы, видео-ролики с практическими советами и даже пошаговыми инструкциями начинающему предпринимателю. Будет этот опыт дополнять официальное образование по специальности “Бизнес-информатика” или он станет самостоятельным, — решать только Вам. Рассчитывать, что кто-то научит и преподнесет — бесполезно. Нужно открывать, читать, смотреть, анализировать и не ждать.

Бизнес-информатика – молодая, но перспективная специальность, которую можно получить в профильном вузе. Она востребована в тех областях, где нужно знать экономику, менеджмент, основы коммуникационных технологий. Подробнее об обучении, работе в данной сфере далее.

Кто такой специалист по бизнес-информатике

Специалисты со степенью бакалавра по бизнес-информатике могут работать самостоятельно или в составе организованных групп, занимаются развитием компаний, совершенствованием их рабочих процессов. Они выполняют функции менеджеров разных систем, сервисов. Обязательно нужны глубокие знания в таких областях как информационные компьютерные технологии, менеджмент, право, экономика.

Специалист в области бизнес-информатики занимается вопросами внедрения, проектирования, анализа, сопровождения компьютерных информационных систем. В рамах специальности действует несколько направлений по подготовке кадров. Основные:

  • Технологическое предпринимательство.
  • Электронная коммерция.
  • Архитектура предприятий.
  • Управление контентом.

Специалисты, получившие образование по данному направлению, нужны во всех сферах бизнеса. Во время работы им нужно будет активно взаимодействовать со специалистами разных отделов на предприятии.

Кем работать обладателю профессии

Рассмотрим основные перспективы для выпускников курса «Бизнес-информатика». Возможные места работы – частные, акционерные предприятия, научные и производственные объединения, проектные, конструкторские бюро, органы социальной инфраструктуры, государственного управления. Основные должности – техник-программист, специалист отдела, руководитель, веб-дизайнер, администратор сайта, системный аналитик, верстальщик, менеджер проектов, дизайнер интерфейсов. Такие работники нужны действительно в каждой компании, что предоставляет широкие возможности для трудоустройства. Карьерный рост предполагается.

Уровень заработной платы

Уровень заработной платы зависит от опыта работы и города. Например, начинающий программист в Москве и СПб получает 40 тыс. рублей, в Нижнем Новгороде – 25 тыс. рублей.

Наиболее высокооплачиваемыми являются системные аналитики и it-мастера – им в крупных городах платят 100 тыс. рублей с возможностью повышения.

Если хотите получать по максимуму, трудоустраиваться желательно не в областных центрах – там при аналогичном уровне знаний всегда платят намного меньше. Также вы можете освоить смежные специальности – это позволит решать более широкий спектр задач за то же время и, соответственно, получать больше.

Социальный пакет

Социальный пакет зависит от организации – в большинстве случае он есть и хороший. Дресс-код – необязательно, уточняйте. График работы, как правило, жесткий, пятидневка, но те же дизайнеры, программисты, верстальщики могут поискать более свободный и комфортный для себя вариант. В крупных организациях уровень заработной планы постепенно растет, есть возможность работать по смежным специальностям с быстрым освоением дополнительных знаний на курсовой основе. Если хотите получать бонусы, ходить в отпуска, устраивайтесь в конторы, готовые предоставить соответствующий социальный пакет.

Возможность фриланса в бизнес информатике

На фрилансе для грамотных специалистов по бизнес-информатике, которые могут подать себя, работы много. ИП открывать тоже можно.

В большинстве случаев представители данной профессии работают в команде – ее еще нужно будет собрать, найти напарников, помощников.

Клиентов привлекают по разным каналам – для работы на фрилансе данным вопросом нужно будет заняться отдельно, уделить достаточно внимания их удержанию, расширению базы. Можно предоставлять услуги в одиночку, но в студии на практике обращаются в разы чаще.

Перспективы развития направления

Перспективы для новичков есть и хорошие, но поначалу трудно рассчитывать на высокий уровень заработной платы. Начинать с it-аудитора или дизайнера интерфейсов не выйдет – тут нужен опыт, а с верстальщика, программиста можно вполне.

Для продвижения по карьерной лестнице, как мы писали выше, нужно владение смежными специальностями. Частная или государственная компания – это вопрос личных предпочтений, поскольку кандидатов без опыта рассматривают и там, и там. Настаивайте на официальном оформлении с гарантиями.

Повышение квалификации

Повышать квалификацию нужно каждому специалисту, который нацелен на постоянное развитие, поскольку в сфере информационных технологий все стремительно меняется, и на шаг впереди оказывается тот специалист, который знает больше своих конкурентов. Много времени на это не требуется – речь идет о краткосрочных курсах, интенсивах на 1-2 дня.

Оплачивает курсы сам специалист либо его работодатель, возможность повышения квалификации за счет организации обычно оговаривается во время приема на работу. Оплата при прохождении обучения за счет работодателя не взимается. Кроме того всегда есть возможность получить другую специальность в области компьютерных сетей.

Конкурсы по профессии

Профессиональные конкурсы по профессии есть, участие дает престижные дипломы и награды, которые станут отличным дополнением к резюме. Также такие мероприятия – это всегда опыт, который вы не получите просто в процессе ведения профессиональной деятельности. По возможности в профконкурсах лучше участвовать, так как это повышает цену специалиста в глазах профессионального работодателя, предоставляет ему широкие перспективы для развития. Есть мероприятия для новичков и опытных мастеров.

После прохождения обучения по специальности бизнес-информатика удачно устроиться работать за границей можно, без географических ограничений – это страны СНГ, Азия, Европа, США.

За границей специалисты получают конкурентный уровень заработной платы, но могут возникать сложности с подтверждением квалификации на территории иностранного государства.

Лучше всего устраиваться на работу в зарубежных странах по индивидуальному приглашению.

Обучение смежной профессии

Обучаться смежной профессии на базе первой можно и для повышения уровня квалификации, показателя заработной платы нужно. Например, системному аналитику, веб-дизайнеру пригодятся навыки верстки, администратор сайта, знающий основы веб-программирования, получает больше. Программисту дополнительные знания тоже помогут повысить профессиональный уровень. it-специалист может иметь широкий профиль или владеть только базовыми знаниями. Выкладываясь в свое обучение, завтра профессионал получает больше.

Где учиться и какие предметы сдавать

Специальность предусматривает несколько форм обучения. Самая распространенная – очная, на бакалавра нужно учиться 4 года, на магистра 6. Заочники и студенты очно-заочных отделений аналогичный четырехлетнему курсу для очников багаж знаний получают в течение 5 лет, программы в рамках выбранного университета используются одинаковые.

Некоторые ВУЗы готовы сократить период обучения для выпускников колледжей, техникумов в рамках рассматриваемых направлений. В средне-специальных учебных учреждениях обучение проводят, но его уровень будет соответствующим. Получить образование по направлению «Бизнес-информатики» можно на разных факультетах в большинстве вузов страны, поскольку направление сегодня популярное и распространенное.

На первых курсах студенты изучают преимущественно естественно-научные дисциплины, получают базовую подготовку по выбранному направлению. Основные предметы, которые нужно сдавать – математика, экономика, финансовый учет, психология, социология. На последних курсах в программу включаются уже узкие специальности, которые дают слушателю знания в рамках выбранного направления.

Практика в вузах организована, поскольку только теоретических знаний для успешной работы недостаточно.

Стажировка есть не во всех учебных заведениях. Цена семестра обучения зависит от формы – 25 тыс. рублей для дистанционной и 45 тыс. рублей для очной (это минимальный порог, многое зависит от вуза, города обучения).

Обучение за границей

Обучение за границей – это всегда плюс для студента, поскольку иностранные ВУЗы работают по передовым программам, имеют высокий уровень оснащения, оказывают содействие в трудоустройстве. Стоимость платной формы будет в 3-4 раза выше, чем в России, талантливые студенты могут попробовать принять участие в специальных программах – есть даже бесплатные варианты. Если нет возможности пройти полный обучающий курс за рубежом, остановитесь на стажировке, обратите внимание на программы обмена студентами, которые есть в российских ВУЗах. По обмену за рубежом можно провести около года – легально и без лишних доплат.

Возможность дистанционного образования

Дистанционное образование по рассматриваемому направлению есть, получить его можно в большинстве ВУЗов, которые реализуют очные, заочные программы по направлениям прикладная информатика и программирование. Преимуществ у удаленного получения знаний много – сравнительно низкая цена (в 2-3 раза дешевле, чем за семестр очного обучения), возможность выбирать удобный график, получать новые знания без отрыва от основной деятельности. Форматы освоения новых знаний используются разные – это онлайн-лекции, семинары, дистанционное консультирование с преподавателями. Большинство тестов также сдаются удаленно. Требования для поступления стандартные.

Кому подойдет специальность

Получение образования по направлению требует времени, усидчивости, наличия определенных знаний по экономике, математике. Профессия подойдет тем, кто чувствует себя сильным в данных дисциплинах, имеет аналитический склад ума, нацелен на постоянное развитие. Учиться придется постоянно – сначала высшее образование, потом курсы по повышению квалификации, смежным специальностям, таким как информационные системы и технологии.

Из личных качеств важны усидчивость, скрупулезность, доброжелательность, умение работать в команде – вам придется постоянно изучать новые задачи, находить креативные пути для их решения, договариваться с другими сотрудниками. Целеустремленность, амбициозность нужна тем специалистам, которые нацелены на постоянный карьерный рост.

Все вложения, сделанные в получение первого образования по направлению бизнес-информатики, расширение деловых компетенций, купаются ростом уровня заработной платы, возможность трудоустройства в более престижную компанию.

Сегодня специалисты рассматриваемого профиля востребованы везде, если подтвердят квалификацию, смогут работать за рубежом.

В будущем говорить о не популярности компьютерных информационных технологий тоже не приходится.

Бизнес-информатика – не только востребованное, но и перспективное в плане карьерного роста направление. Выпускники могут работать программистами, it-специалистами, дизайнерами с возможностью повышения до руководителей отделов, it-аудиторов. Заработная плата зависит от имеющихся навыков, направления образования, региона работы. Специалисту нужно быть готовым к необходимости постоянного обучения, развития, но это окупится конкурентным уровнем зарплаты. Помимо очной формы получения высшего образования, есть дистанционная.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *