Чему учат компьютерные игры

Автор: Moulder | Добавлено 11.12.2012 в рубрику Статьи об играх |

К компьютерным играм отношение неоднозначное. С одной стороны они интересны людям, нравятся им, с другой — вызывают некоторые опасения, особенно, в отношении детей, которые так любят проводить свободное время в виртуальной реальности. Между тем, если не злоупотреблять этими забавами, они будут очень полезными для игроков всех возрастов. Их самая большая и главная польза состоит, пожалуй, в том, что они учат нас многим важным и нужным в жизни вещам. Чему именно можно научиться, играя в онлайн-игры?

Это очень ценное качество — знать, как общаться с разными людьми. К сожалению, школьная программа не включает в себя предмет — «Навыки общения», а они так необходимы человеку в современном мире, порой даже больше, чем математика с географией.

Развитию способностей общаться способствуют игры на двоих, а также рассчитанные на целую компанию, командные игры, групповые. Это отличная практика, не влекущая за собой каких-либо отрицательных последствий в реальном мире. Согласитесь, что лучше учиться на ошибках, играя в компьютерные игры, чем совершая их в обычной жизни. Ошибки общения в виртуальном мире оплачиваются, как правило, символическим проигрышем. В повседневной жизни они могут иметь совсем другую, более высокую цену.

Многие игры развивают прежде всего способность мыслить, рассуждать логически, использовать полученные знания. Это очень важный, незаменимый для достижения профессионального успеха навык. Одной школьной и институтской программы для постоянной стимуляции мозга не достаточно. А вот квесты, стратегические и ролевые игры прекрасно справляются с этой задачей.

Если у человека существуют проблемы с уровнем внимания, он постоянно растерян, все теряет, «витает в облаках», ему стоит поискать игры онлайн бесплатно, которые помогут тренировки внимания. Это могут быть, например, экшен, стрелялки, бродилки, пазлы, игры на логику, традиционные настольные игры. Они позволяют самым удобным и приятным способом повысить концентрацию внимания.

Интерактивные симуляторы — одни из самых любимых игрушек, так как с их помощью получается, сидя у экрана, пилотировать самолет, вести машину, быть капитаном корабля и т.п.. Очень полезны спортивные симуляторы, так как наглядно показывают человеку технику выполнения тех или иных упражнений, трюков. Существуют еще симуляторы различных тестов, экзаменов. Они позволяют лучше подготовиться к испытаниям, быстрее и качественнее выучить нужный материал.

Говорят, компьютерные игры учат только плохому – стрелять, убивать или угонять машины, что компьютерные игры вызывают агрессию, девиантное поведение и деградацию личности. Но так ли всё плохо? Может, у игр есть светлая сторона и они могут научить нас хорошему?

Про игры в новостях часто пишут сплошной негатив: подросток, устроивший резню в школе, играл в Doom и Painkiller; стрелок на кинопремьере Тёмного рыцаря – в жестокий World of Warcraft. В таких происшествиях часто обвиняют видеоигры. Понятно, что у игрока может развиться зависимость, что приводит к таким ужасным последствиям. Но нельзя обвинять во всем видеоигры. Причиной могут быть проблемы в семье, расстройство психики, или, как это ни печально, собственно реальный мир. Включите телевизор: новости одна другой страшней.

Проблема поменьше – ребенок чересчур увлекается играми и забывает про учебу. Тут уже игры ругают родители и учителя. У юного геймера изымают гаджет, ограничивают доступ к компьютеру, ставят ультиматумы. В общем, тоже мало приятного.

Чему на самом деле могут научить игры

На самом деле, игры могут также помогать в обучении, а не только носить развлекательный характер. К примеру, Minecraft Education Edition. Разработанный специально для использования в школе, проект применяется в обучении различным предметам. С помощью игры ученики изучают, например, химию, историю, литературу и географию. На уроках ученики могут наблюдать за различными природными процессами, участвовать в исторических событиях, проводить опыты. В игре также есть функция программирования, что значительно расширяет возможности игрока. И пусть всё это происходит в кубическом мире, масштаб применения платформы впечатляет.

На сайте проекта можно скачать готовые миры и найти план урока. Конечно, для применения игры в обучении нужен оборудованный класс и тренинг преподавателей. Но такое обучения принесет новый опыт как ученикам, так и учителям. Ведь это не только информатика, но и многие другие школьные предметы. Решение, по сути, гениальное в своей простоте – взять то, что любят дети и подавать через это знания.

Есть и другие специально разработанные игры для школ. К примеру, GTA будет использоваться для обучения правилам дорожного движения, Subnautica – для исследования подводного мира. Elite – для изучения Вселенной.

В процессе игры мы можем получить не только приятное, но и полезное. Это может быть развитие какого-то навыка или расширение кругозора. Кто-то выучил английский язык благодаря играм, кто-то освоил навыки правильной и быстрой печати на компьютере.

Лабораторные исследования

Можно ли взять человека с отстающим по части внимания и концентрации мозгом и путем тренировок дать ему толчок в развитии? Одно из самых обширных исследований, когда-либо проводившихся по данной тематике, принадлежит Дафне Бавельер – ученой-исследовательнице функционирования мозга, являющейся адъюнкт-профессором когнитивистики Рочестерского университета. Дафна занимается изучением процессов обучения человека. Ее исследование включает тестирование и анализ функционирования мозга в МРТ людей, которые играют или не играют в компьютерные игры.

Она отмечает, что компьютерные игры давно перестали быть детской забавой. Конечно, нельзя отрицать то, что около 90% детей ежедневно играют в компьютерные игры, однако это не отменяет того факта, что средний возраст игрока в видеоигры – 33 года. Это вневозрастное развлечение, которое к тому же может отсрочить старение головного мозга. Это явление столь же массово, как некогда был просмотр телевизора, от которого большая часть молодежи сегодня отказывается вовсе.

Результаты ее исследований показывают, что компьютерные игры не только не вызывают разрушений в отделах головного мозга, но даже помогают развивать такие свойства, как многозадачность, концентрацию и другие. Кроме того, результаты наглядно доказывают, что игры способны не только не ухудшать зрение, но даже положительно сказываться на его остроте.

Несмотря на распространенные мифы, видеоигры не только не вызывают деградацию мыслительных процессов, но и улучшают такие показатели, как гибкость, концентрация, внимательность, память, скорость реакции и нетривиальность мышления.

Еще одно заблуждение тех, кто опасается влияния видеоигр на прогрессирующее человечество, – интерактивные развлечения делают людей несобранными, они больше не будут способны на чем-то сконцентрироваться. На своих выступлениях Дафна Бавельер всегда проводит обычный игровой тест с использованием названий цветов, написанных другим цветом. Таким образом, в голове образуется диссонанс цвета и названия. Подобным же методом в своей лаборатории они проверяют степень концентрации участников тестирования. Именно степень концентрации отвечает за то, как быстро и эффективно мозг приспособится и будет преодолевать это несоответствие. Как правило, любители компьютерных игр справляются с этой задачей лучше. Из этого следует, что компьютерные игры как минимум не делают концентрацию человека хуже.

Кроме этого, отмечается улучшение в способностях следить за окружением. Активные компьютерные игры отлично развивают периферическое зрение. Это можно наблюдать на тестах со слежением за несколькими объектами на экране. Обычные люди способны уследить за 3–4 объектами. Человек, увлеченный видеоиграми, способен проходить этот тест с 6–7 одновременно двигающимися предметами.

На самом деле игроки в компьютерные игры имеют много различных преимуществ с точки зрения внимательности. Внимание и концентрация становятся их сильными сторонами, даже если до этого они не могли подобным похвастаться. А пригождаются эти навыки везде, ведете ли вы машину, переходите ли вы дорогу, следите ли за людьми или животными.

Считается, что при распределении внимания между двумя задачами человек теряет способность к быстрому реагированию на нестандартные ситуации (например, машина вылетела перед вами). Тесты показывают, что любители видеоигр справляются с подобными ситуациями быстрее.

Конечно, никто, и даже исследователи не будут утверждать, что проводить чрезмерно много времени за видеоиграми полезно. Во всем нужна мера, а чрезмерное употребление чего-либо всегда ведет к неприятным последствиям.

Когда Бавельер говорит о терапевтических свойствах компьютерных игр, она говорит об играх, цель которых – обучать и тренировать, заставлять мозг работать более эффективно. Видеоигры могут использоваться для улучшения способностей работы мозга. Игры способны увеличивать способность глаза различать контраст и мелкие детали. Видеоигры повышают внимание и концентрацию.

Новое исследование дало основания полагать, что стратегические игры в режиме реального времени могут значительно развивать способность быстро принимать решение и действовать, а также извлекать выводы из прошлых ошибок. Это в очередной раз подтверждает возможность развития когнитивных способностей у человека при помощи видеоигр. Многие игроки отмечают, что для них не составляет проблем точно так же погрузится с головой в работу, как и в игру. Это, несомненно, повышает качество и скорость их работы.

Стоит отметить, что игры становятся все интерактивнее. Шлемы виртуальной реальности дают новый уровень погружения для игроков, для разработчиков же это новые инструменты и возможности, которые можно использовать в том числе и в целях образования.

Видеоигры имеют множество особенностей, они положительно влияют на пластичность мозга, его обучаемость, внимание, зрение и многое другое. Необходимо глубже изучать подобное влияние, чтобы в дальнейшем создавать игры, которые будут способствовать образованию.

Ученые из университета штата Висконсин, занимающиеся изучением работы мозга любителей игр, сравнивают видеоигры с едой – никто никогда не задает вопрос: «Какой эффект оказывает пища на организм?». Вполне логично, что все зависит от самой еды, ее состава и качества. С видеоиграми то же самое.

Конечно, нельзя говорить, что все игры одинаково полезны. Разные видеоигры оказывают разное влияние на мозг человека, и чтобы узнать наверняка, как именно та или иная игра изменяет восприятие реальности, необходимо проводить по каждой из них отдельное научное лабораторное исследование. Однозначно одно: видеоигры – это мощный инструмент, и надо научиться правильно его использовать.

«Игры вызывают психическую зависимость!» – кричат враждебно настроенные скептики. «Игры – это круто!» – отвечают им геймеры. Два этих утверждения справедливы, но чему же на самом деле игры учат геймеров?

Как бы ни возмущались противники компьютерных игр, но даже они не могут не признать, что в игровой форме информация воспринимается легче, ведь геймер гораздо быстрее может научиться понимать какие-то вещи, испробовав это сам, нежели ему будет говорить, к примеру, о непонятной работе в команде психолог. И осознав то, что простой говорильней ничего не добьешься, великие умы сами стали применять игры в своей практике.

Ученые из Университета Рочестера достоверно подтвердили, что игры, в которых основное действие держится на внезапности и неожиданности (к примеру, вы рискуете быть мгновенно застреленным из-за угла) благотворно влияют на мозг: развиваются навыки внимания, концентрации и быстрой реакции. Поэтому не так плохи шутеры и слэшеры, в которых многие видят только пропаганду насилия. И чтобы доказать правдивость своих слов, ученые сравнили познавательные способности геймеров и людей, которые вовсе не имеют отношения к играм. Стоит ли говорить, что закаленные виртуальными боями герои намного лучше справились с тестами на внимательность и быстроту реакции, чем обычные люди.

А американские медики и вовсе учат детей управлять своим гневом при помощи компьютерных игр, а если точнее, при помощи одной специальной игры. Исследователи, работающие в Бостонском детском госпитале, провели эксперимент, суть которого довольно проста: так как дети гораздо лучше реагируют на игры, чем на слова психолога, эти самые психологи предложили подрастающим геймерам контролировать свои эмоции в игре под названием RAGE Control. Гнев усмирялся так: игрок должен был стрелять по вражеским кораблям, стараясь не задеть союзников, а датчик, закрепленный на пальце геймера, отслеживал частоту его сердечных сокращений. Как только пульс учащался, игрок просто терял способность стрелять дальше – ему давалось время, чтобы успокоиться. Этот эксперимент дал понять многим детям, что настоящих успехов можно достичь, не теряя хладнокровия.

Но есть эксперименты, которые призваны учить или выявлять что-то напрямую, а есть некоторые фишки, которые непроизвольно стали учить геймера многим полезным вещам.

Взять, к примеру, онлайн-игры, которые невольно развили у игрока умение работать в команде, а также научили понимать, что одному добиться успеха гораздо сложнее, нежели с соратниками. Очень действенны также локальные и глобальные рейтинги. Но соревноваться с самим собой – это одно, а вот быть лучшим, соревнуясь со всем миром – это совершенно другое. Но вся фишка не только в том, чтобы стать лучшим один раз – нужно оставаться в топе как можно дольше. И рейтинги актуальны не только в игре, мы соревнуемся со всеми и в реальной жизни.

Еще игры учат одному очень важному качеству – самокритике. К примеру, в онлан-версиях есть возможность смотреть реплеи, а в оффлайн-играх геймер может загрузить сохранение и переиграть заново, но в этих двух вариантах игрок понимает, что без анализа своих результатов нельзя пройти сложную миссию или всю игру. Но помимо анализа своих действий многие геймеры только в игре узнают о том, что такое командные правила поведения. Известно, что они не везде одинаковы. К примеру, в Lineage II нельзя безвозмездно убить противника – его соратники по гильдии будут за это мстить, тогда как в той же WoW такого нет. А в StarCraft соперники желают друг другу удачи перед боем. Впрочем, соблюдение правил поведения в определенной группе является одним из компонентов работы в команде, о которой мы уже говорили.

А есть всем привычные штуки, которые непроизвольно культивируют педантизм – это достижения, медальки, бонусы (одним словом, ачивменты). Зачастую полностью пройденная игра без заработанных ачивментов не приносит геймеру чувства удовлетворения, кажется незавершенной. Конечно, нельзя сказать, что это сильно волнует всех, но, так или иначе, собрать все бонусы в игре – это даже почетно.

Но если отбросить в сторону все эти серьезные уроки, которым нас учат игры, можно вспомнить несколько, возможно, уже многими виденных и усвоенных «мудростей», которым научились геймеры благодаря компьютерным играм.

В общем, берите для себя из игр только самое лучшее и докажите всем, что вы не просто так сутками "мило" общаетесь в чате, собираете всевозможные бонусы и пытаетесь начать игру сначала – докажите, что становитесь лучше, даже сидя за любимым ПК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *