При исследовании проводимых с группой испытуемых, каждый из них имел персональный бланк ответного листа, и отдельный опросник с инструкцией. Размещение испытуемых было обеспечено так, чтобы не создавались помех друг другу в процессе работы. Кратко излагается цель исследования и правила работы с опросником. Важно при этом достичь положительного, заинтересованного отношения исследуемых к выполнению задания. Их внимание обращается на недопустимость взаимных консультаций по ответам в процессе работы и каких-либо обсуждений между собой. После этих разъяснений экспериментатор предлагает внимательно изучить инструкцию, отвечает на вопросы, если они возникли после ее изучения, и предлагает перейти к самостоятельной работе с опросником.
Анкета “ДАП – 2”
Методика предназначена для выявления склонности к девиантному поведению при обследовании молодого пополнения, призываемого на военную службу в Вооруженные силы РФ.
Опросник состоит из 60 вопросов и включает в себя 4 блока вопросов, направленных на для выявление военно-профессиональной направленности лиц молодого пополнения (блок “Военно-профессиональная направленность”), изучения склонности к делинквентному (блок “Делинквентность”) и аддиктивному (блок “Аддиктивность”) поведению, а также уровня суицидальной предрасположенности ( блок “Суицидальный риск”), обследуемых лиц.
“Сейчас Вам будет предъявлено 60 вопросов, касающихся некоторых Ваших индивидуально-психологических особенностей. На регистрационном бланке приводятся 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Все ответы на вопросы должны фиксироваться на регистрационном бланке. Для этого в строке, соответствующей номеру вопроса, Вам необходимо отметить одну из четырех клеток, совпадающую с выбранным Вами ответом. На каждый вопрос возможен только один из четырех, предложенных вариантов ответа.
Если в процессе работы у Вас возникнут вопросы, поднимите руку – к Вам подойдут и помогут. Вводная инструкция закончена, у кого есть вопросы – поднимите руку. Если вопросов нет, приступайте к работе”.
0 – нет, это не так; 1 – пожалуй, так; 2 – верно; 3 – совершенно верно.
Обработка результатов обследования производится по каждому блоку в отдельности с помощью специальных “ключей”, а также по всей методике в целом, путем суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:
О – Нет, это не так; 1 – Пожалуй, так; 2 – Верно; 3 – Совершенно верно.
Уровень военно-профессинальной направленности (шкала ВПН) оценивается по следующим номерам вопросов:
3, 6, 9, 16, 18, 29, 33, 39, 40, 46, 49.
Уровень склонности к аддиктивному поведению (шкала АДП) оценивается по следующим номерам вопросов:
4, 8, 12, 13, 15, 20, 26, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 45, 47, 48, 52, 53, 55, 56, 60.
Уровень склонности к делинквентному поведению (шкала ДП) оценивается по следующим номерам вопросов:
7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.
Уровень, склонности к склонности к суицидам (шкала СР) оценивается по следующим номерам вопросов:
2, 5, 11, 24, 30, 36, 42, 44, 54, 59.
При дальнейшей обработке “сырые” значения по отдельным шкалам суммируются, определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10-балльную шкалу нормального распределения (стены) и условные категории профессиональной пригодности (см. Приложение А).
Предложена П.И. Юнацкевичем.
Инструкция: Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы. Подчеркните Ваш ответ в соответствующей графе регистрационного бланка.
Фамилия, имя, отчество ____________________________________________
Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторых ситуациях?
Жизнь иногда хуже смерти?
В прошлом у меня была попытка уйти из жизни.
Меня многие любят, понимают и ценят.
Можно оправдать безнадёжно больных, выбравших добровольную смерть.
Я не думаю, что смогу оказаться в безнадёжном положении.
Смысл жизни не всегда бывает ясен, его можно иногда потерять или найти.
Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы можете жить дальше?
Я иногда думаю о своей добровольной смерти.
В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.
Подсчитывается общее количество совпавших с ключом ответов
Высчитывается оценочный коэффициент суицидального риска (Sr) по формуле:
N – количество совпадений с ключом.
Показатели Sr могут варьировать от 0 до 1. Показатели близкие к 1 – высокий уровень склонности к суицидальным реакциям, близкие к 0 – низкий уровень склонности к суицидным реакциям.
Оценка уровня склонности к суицидальным реакциям:
до 0,2 – низкий (5 баллов)
0,2 – 0,3 – ниже среднего (4 балла)
0,4 – 0,5 – средний (3 балла)
0,6 – 0,7 – выше среднего (2 балла)
0,8 и более – высокий (1 балл)
5.11. Опросник «Девиантное поведение» [23]
Методика предназначена для выявления склонности к девиантному (аддиктивному и деликвентному) поведению.
Опросник состоит из 60 вопросов и включает в себя 4 блока вопросов, направленных на выявление военно-профессиональной направленности (блок «Военно-профессиональная направленность»), изучения склонности к аддиктивному (блок «Аддиктивное поведение») и дилеквентному (блок «Дилеквентность») поведению, а также уровня суицидальной предрасположенности (блок «Суицидальный риск») обследуемых лиц.
Инструкция: Вам будет предложено 60 вопросов, касающихся некоторых Ваших индивидуально – психологических особенностей. На регистрационном бланке приводятся 4 варианта ответов. Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и выбрать наиболее подходящий для Вас вариант ответа. Все ответы на вопросы заносятся в регистрационный бланк. На каждый вопрос возможен только один вариант ответа.
1. Я хорошо понял инструкцию к данной методике.
2. Люди, с которыми я пытаюсь находиться в дружеских отношениях, очень часто причиняют мне боль.
3. Я совершенно не приспособлен к военной службе и это очень меня пугает.
4. «За компанию» с товарищами я могу принять большое количество алкоголя.
5. Я считаю, что в некоторых ситуациях жизнь может потерять ценность для человека.
6. Я убежден, что мужчины должны служить в армии (на флоте) только по собственному желанию.
7. Я бываю крут и жесток с окружающими.
8. Иногда моим друзьям удавалось испытать необычные состояния: видеть красочные видения, слышать странные звуки и т.д.
9. Думаю, что наибольшие трудности для меня во время службы – это необходимость подчиняться командирам.
10. Среди моих друзей были такие, которые вели неправильный образ жизни.
11. Мне кажется, окружающие плохо меня понимают, не ценят или даже недолюбливают.
12. В последнее время я замечаю, что стал много курить. Этот как-то помогает мне, отвлекает от забот и тревог.
13. Бывало, что по утрам у меня дрожали руки, а голова просто «раскалывалась».
14. Я всегда стремился к дружбе со сверстниками, которые были старше меня по возрасту.
15. Не могу заставить себя бросить курить, хотя знаю, что это вредно.
16. Мне не нравится, когда мной кто-то командует. Это вызывает у меня чувство протеста.
17. В состоянии агрессии я способен на многое.
18. Мне не легко приспосабливаться к новым условиям жизни.
19. Среди моих близких родственников (отец, мать, братья, сестры) были судимые лица.
20. Часто я испытывал чувство невесомости тела, отрешенности от окружающего мира, нереальности происходящего.
21. На воспитание молодежи влияет так много причин, что усилия родителей и педагогов часто бывают напрасны.
22. Если кто-нибудь виноват в моих неприятностях, я найду способ «отплатить» ему.
23. Приятели, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, не нравятся моим родителям и родственникам.
24. Я считаю, что можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть.
25. Я привык считать, что «око за око, зуб за зуб».
26. На «гражданке» я раз в неделю или чаще употреблял алкоголь.
27. Если кто-то причинил мне зло, я считаю обязанным отплатить ему тем же.
28. Бывало, что я слышал голоса внутри моей головы, звучание собственных мыслей.
29. Я не осуждаю юношей, которые уклоняются от военной службы.
30. Смысл жизни не всегда бывает ясен, иногда его можно потерять.
31. У меня есть друзья, которые любят «смотреть мультики» после приема разных веществ.
32. Там, где я проживал, были молодежные группировки активно враждовавшие между собой.
33. Для меня важнее отслужить «спокойно» в «тихом месте», чем выполнять серьезные и опасные задания командования.
34. В последнее время, чтобы не «сорваться», я вынужден был принимать успокоительные средства.
35. Я пытался освободиться от некоторых пагубных привычек.
36. Я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни.
37. Употребляя алкоголь, я часто превышал свою норму.
38. Мои родители и родственники высказывали опасения в связи с моими выпивками.
39. Я испытываю все больше и больше разочарований по отношению к военной службе.
40. Вряд ли я захочу посвятить всю свою жизнь военной профессии (остаться на сверхсрочную службу, поступить в военное училище).
41. В последнее время я испытывал стресс. Поэтому принимал тазепам, элениум и другие успокаивающие средства.
42. Выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни безусловно может быть оправдан.
43. В нашей школе (училище) был принят ритуал «прописки» новичков, в котором я охотно принимал участие.
44. В последнее время у меня подавленное состояние, будущее кажется мне безнадёжным.
45. У меня были неприятности во время учёбы (на работе) в связи с употреблением алкоголя.
46. Во время службы я постараюсь избежать выполнения сложных и ответственных заданий командования.
47. Мне неприятно вспоминать и говорить о некоторых случаях, которые были связаны с употреблением алкоголя.
48. Мои друзья умеют хорошо «расслабиться» и получить наслаждение.
49. Присяга на верность Отечеству в современных условиях утратила свою актуальность.
50. Можно согласиться с тем, что я не очень-то склонен выполнять многие законы, считая их неразумными.
51. Среди моих близких друзей были такие, которые часто уходили из дома, бродяжничали и т.д.
52. Я считаю, что мой отец злоупотреблял (злоупотребляет) спиртными напитками.
53. Я люблю играть в азартные игры. Они дают возможность «встряхнуться», «поймать свой шанс».
54. Я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают родные и близкие.
55. Я не осуждаю друзей, которые курят «травку».
56. Нет ничего предосудительного, что люди пытаются испытать на себе некоторые необычные состояния.
57. Я думаю, что любое положение законов и воинских уставов можно двояко истолковать.
58. Мои приятели часто уклонялись от учебных занятий (воспитательных мероприятий), считая их скучными.
59. В нашей семье были случаи добровольного ухода из жизни (или попытки ухода).
60. С некоторыми своими привычками я уже не смогу справиться, даже если очень захочу.
Обработка результатов: Обработка результатов производится по каждому блоку в отдельности с помощью «ключей», а также по всей методике в целом, путём суммирования баллов. При этом ответы оцениваются следующим образом:
0 – нет, это не так;
3 – совершенно верно.
ВПН – уровень военно – профессиональной направленности: 3, 6, 9, 16, 18, 29, 33, 39, 40,46,49.
АДП – уровень склонности к аддиктивному поведению: 4, 8, 12, 13, 15, 20, 26, 28, 31, 34, 35, 37, 38, 41, 45, 47, 48, 52, 53, 55, 56, 60.
ДП – уровень склонности к деликвентному поведению: 7, 10, 14, 17, 19, 21, 22, 23, 25, 27, 32, 43, 50, 51, 57, 58.
СР – уровень суицидального риска: 2, 5, 11, 24, 30, 36, 42, 44, 54, 59.
При дальнейшей обработке «сырые» значения по всем четырем шкалам (ВПН, АДП, ДП, СР) суммируются и определяется суммарный балл (склонность к девиантным формам поведения), который затем переводится в 10 – бальную шкалу нормального распределения(стэны) и условные категории профессиональной пригодности.
Перевод «сырых» баллов в стэны
Наименование шкал методики ДАП
Интегральная оценка: Девиантное поведение
Интерпретация высоких значений
Интерпретация средних значений
Высокий и достаточный уровень военно – профессиональной направленности. Наличие желания служить в Вооружённых силах. Умение подчиняться требованиям командиров и начальников. Готовность выполнять служебные обязанности, в том числе и в особых условиях деятельности.
военно – профессиональной направленности. Наличие желания служить в Вооружённых силах. Вынужденное подчинение требованиям командиров и начальников.
Низкий уровень военно-профессиональной направленности. Отсутствие желания служить в Вооружённых силах. Нежелание подчиняться требованиям командиров и начальников.
Отсутствие признаков аддиктивного поведения.
Отсутствие явных признаков аддиктивного поведения.
Наличие признаков аддиктивного поведения. Опыт употребления спиртных напитков (возможно – опыт употребления наркотиков).
Отсутствие признаков деликвентного поведения. Ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения, групповых и корпоративных требований.
Отсутствие явных признаков деликвентного поведения. Общепринятые нормы поведения соблюдаются.
Наличие признаков деликвентного поведения. Агрессивность. Несоблюдение социально – одобряемых норм поведения.
Отсутствие суицидального риска.
Суицидальные тенденции не выражены.
Наличие признаков суицидальной предрасположенности.
5.12. Прогностический опросник конфликтности и роли в оппозиции для военнослужащих (ПОКРОВ) [19]
Методика ПОКРОВ предназначена для прогноза:
конфликтности и наиболее вероятной роли противоборствующих лиц в процессе возможного конфликта;
успешности профессиональной деятельности;
склонности к суицидальным действиям.
Она базируется на многолетнем опыте изучения клинико-психологических особенностей военнослужащих – участников ситуаций неуставных взаимоотношений и суицидентов.
Как свидетельствуют наблюдения, любой конфликт с позиций его участников имеет две противоборствующие стороны (оппоненты конфликта), находящиеся в состоянии противоречия (противостояния, оппозиции). Роль участников в конфликте неодинакова: одни его инициируют, проявляя агрессивные тенденции (агрессоры), другие являются потерпевшей стороной (потерпевшие, виктимные). Последние обнаруживают, как правило, три тенденции:
недостаточно развитые психические и физические способности самозащиты.
неосознанные свойства провоцировать агрессивность со стороны окружающих.
склонность к суицидальным действиям.
Настоящее разделение оппонентов конфликта в известной степени условно, однако, позволяет прогнозировать основные тенденции обследуемого в вероятном конфликте с его участием. В этой связи опросник прогнозирует:
вероятность участия в конфликтах с преимущественными тенденциями агрессора – шкала «А»;
вероятность участия в конфликтах с преимущественными тенденциями потерпевшего – шкала «П»;
равновыраженную вероятность участия в конфликтах с преимущественными тенденциями потерпевшего-агрессора – шкалы «А», «П»;
суицидальные тенденции – шкала «П»;
нормальную адаптацию в межперсональных отношениях, низкие конфликтность и суицидальность – шкала «К»;
искренность в отношении к исследованию – шкала «Л».
Настоящая методика позволяет не только прогнозировать поведение военнослужащего, но и устанавливать роль оппонентов в происшедшем конфликте при недостатке информации у командования, что представляет возможность избрать правильную стратегию в процессе расследований, проводимых в частях по случаям неуставных взаимоотношений.
Безусловным достоинством опросника является его конспиративность, т.е. по характеру утверждений, составляющих методику, невозможно догадаться о целях, стоящих перед исследователем. Работа испытуемых строго индивидуальна и не допускает общения в процессе исследования. Цели исследования не раскрываются.
Инструкция: Внимательно прочтите каждое утверждение и в регистрационном бланке напротив его порядкового номера отметьте знаком «ДА» или «+», если оно подходит для Вас; знаком «НЕТ» или «-», если не подходит; знаком «0», если Вы не можете дать однозначного ответа. Внимание! На утверждения, отмеченные в опроснике знаком «!» (1 – 20, 24, 50, 53, 54, 64, 73, 78), необходимо давать только однозначные ответы «ДА» или «НЕТ». Неопределенные ответы («0») можно давать на остальные утверждения, но не более 15 раз.
1. ! В детстве я был живым, энергичным ребенком.
2. ! В детстве я был озорным, боевым, отчаянным.
3. ! В детстве я был, требующим повышенного внимания, хвастливым.
4. ! Я иногда немного хвастаюсь.
5. ! В детстве я был упрямым.
6. ! Я иногда упрямлюсь.
7. ! В детстве я был скромным, нерешительным, застенчивым, робким.
8. ! В детстве я был замкнутым, необщительным.
9. ! В детстве у меня иногда были взрывы сильного, неконтролируемого возбуждения по порой незначительному поводу.
10.! Я грубо вел себя в семье и школе или иногда убегал из дома.
11.! К моменту призыва на службу я курил свыше четырех лет.
12.! Периодами я отставал в учебе (в школе, СПТУ, техникуме).
13.! В моей семье были частые конфликты по причине неумеренного приема алкоголя одним из родителей или их крайней несдержанности.
14.! До семи лет я воспитывался только матерью.
15.! До семи лет я рос без родителей.
16.! Мои родители проживают раздельно.
17.! Родители меня очень любили, баловали, многое позволяли.
18.! Родители меня воспитывали очень строго или, наоборот, моим воспитанием не занимались и я был предоставлен самому себе.
19.! Я перенес тяжелые травмы головы после, которых лежал в больнице или длительное время недомогал.
20.! В детстве я рос болезненным, часто болел простудными заболеваниями.
21. Плохое самочувствие возникает у меня после огорчений.
22. У меня настроение портится от ожидания возможных неприятностей, беспокойства за близких, неуверенности в себе.
23. Мое настроение очень зависит от общества, в котором я нахожусь.
24.! Я иногда смеюсь над неприличными шутками.
25. Сон у меня богат яркими сновидениями
26. Я могу регулировать свой сон.
27. Я легко просыпаюсь, когда мне нужно.
28. У меня хороший аппетит, но я не обжора.
29. Периодами я выпиваю охотно, периодами меня к спиртному не тянет.
30. Спиртные напитки меня пугают.
31. Половое влечение меня мало беспокоит.
32. Моя застенчивость мне сильно мешает.
33. Измены бы я никогда не простил.
34. Для меня главное, чтобы одежда была аккуратной, удобной и чистой.
35. Мне часто кажется, что окружающие осуждают меня за то, как я одет.
36. Нехватка денег меня раздражает.
37. Не люблю заранее рассчитывать все расходы, легко беру в долг, даже если знаю, что к сроку мне отдать будет трудно.
38. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.
39. Очень боюсь остаться без родителей.
40. Очень люблю мать и боюсь, что с нею что-нибудь случится.
41. Родители меня слишком притесняли и навязывали свою волю во всем.
42. Для меня важен не один друг, а дружный хороший коллектив.
43. Я ценю такого друга, который умеет меня выслушать, приободрить, вселить уверенность, успокоить.
44. Я чувствую себя таким больным, что мне не до друзей.
45. У меня нет никакого желания иметь друга.
46. Окружающие мне завидуют и потому ненавидят меня.
47. Я легко ссорюсь и быстро мирюсь.
48. Я стесняюсь незнакомых людей и боюсь заговорить первым.
49. Я не переношу одиночества и всегда стремлюсь быть среди людей.
50.! Я всегда отвечаю на письма после их прочтения.
51. Я убежден, что в будущем исполнятся все мои желания и планы.
52. Не люблю много раздумывать о своем будущем.
53.! Я полностью свободен от всяких предрассудков.
54.! Я не откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.
55. Я люблю перемены в жизни – новые впечатления, новых людей, новую обстановку вокруг.
56. Я боюсь перемен в жизни, новая обстановка меня пугает.
57. Новое приятно, если только обещает для меня что-то хорошее.
58. Свои неудачи я переживаю сам и ни у кого не ищу сочувствия и помощи
59. Люблю всякие приключения, даже охотно иду на риск.
60. Не люблю приключений и избегаю риска.
61. Приключения я люблю только веселые и те, что хорошо кончаются, а рисковать не люблю.
62. Я много взвешиваю все “за” и “против” и все никак не решаюсь рискнуть.
63. Бывает, что риск и азарт меня совершенно опьяняют.
64.! Я предпочитаю больше выигрывать, чем проигрывать.
65. Я люблю быть первым в компании, руководить и направлять других.
66. Всегда находятся люди, которые слушаются меня и признают мой авторитет.
67. Я не слушаю возражений и критики и всегда делаю по – своему.
68. Я старюсь правильно реагировать на критику.
69. Я охотно слушаю те наставления, которые касаются моего здоровья.
70. Я стараюсь слушать полезные наставления, но это не всегда у меня получается.
71. Правила и законы я всегда соблюдаю.
72. В детстве я был как все дети и ничем не отличался от сверстников.
73.! Я всегда в детстве делал немедленно и безропотно то, что приказывали.
74. Я посещал школу регулярно и всегда участвовал в общественной работе.
75. В школе я старался аккуратно выполнять все задания.
76. Мне не хватает холодной рассудительности.
77. Я страдаю от того, что меня не понимают.
78.! Я никогда не лгал в своей жизни.
Не могу дать однозначного ответа – «0»
На утверждения, отмеченные знаком «!» (1 – 20, 24, 50, 53, 54, 64, 73, 78), необходимо давать только однозначные ответы «ДА» или «НЕТ». Неопределенные ответы («0») можно давать на остальные утверждения, но не более 15 раз.