Хрестоматийное описание внешности Святослава дал Лев Диакон, современник русско-византийской войны в Болгарии. Осада Доростола закончилась личной встречей императора Иоанна Цимисхия и русского князя. Император приехал на берег Дуная верхом, в сопровождении свиты. «Показался и Сфендослав, – продолжает Диакон, – приплывший по реке на скифской ладье; он сидел на веслах и греб вместе с его приближенными, ничем не отличаясь от них. Вот какова была его наружность: умеренного роста, не слишком высокого и не очень низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода; крепкий затылок, широкая грудь и все другие части тела вполне соразмерная, но выглядел он угрюмым и диким. В одно ухо у него была вдета золотая серьга; она была украшена карбункулом, обрамленным двумя жемчужинами. Одеяние его было белым и отличалось от одежды его приближенных только чистотой. Сидя в ладье на скамье для гребцов, он поговорил немного с государем об условиях мира и уехал» .
По обозрению имеющегося у нас материала можно уверенно сказать: облик князя Святослава Игоревича отнюдь не был его личной причудой. Русы IX-XI вв. брили бороды, а до XI в. – и головы.
Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 01:26, реферат
Описание работы
После смерти Олега, почувствовав слабую руку, древляне отказались было выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться. Игорь совершил ряд походов, но такой удачи, как у Олега, уже не было. В 913 году был совершен поход на побережье каспийского моря, подступы которого находились под контролем хазар. Поэтому, в качестве платы за пропуск, им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя было уничтожено.
Работа содержит 1 файл
князья.docx
Внешность: Летописи мало упоминают о нем. Вероятно, он носил бороду и усы.
Характер: Был очень храбрым, смелым воином.
Деятельность: Рюрик – основатель династии Рюриковичей – династии русских князей, а затем и царей, правившей 736 лет. Основатель Древнерусского государства. Сведений о правлении практически не сохранилось. Во время его правления к землям славян были присоединены земли племен меря, весь и муром.
Олег “Вещий” (879-912)
Внешность: Крепкий, сильный князь. Темные глаза.
Характер: Был мудрым и умным правителем. Князь был человеком предприимчивым и воинственным.
Деятельность: В 882 году Олег совершил поход в землю кривичей и захватил их центр Смоленск. Спустившись вниз по Днепру, взял Любеч, а затем Киев, который сделал столицей Древнерусского государства (882). В 883-885 годах Олег покорил земли древлян, северян, радимичей, а к 907 году — вятичей, хорватов, дулебов и тиверцев. Подвластные племена Олег обложил данью, обязал их поставлять ему воинов. Успешно воевал с хазарами. В 907 году осадил столицу Византии Константинополь, получил от нее выкуп. В 907 и 911 году заключал выгодные торговые договоры с Византией.
По преданиям, умер от укуса змеи; этот случай лег в основу ряда песен, легенд и преданий.
Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте.
Внешность: Князь был приземист, невероятно широк в плечах. В своем длинном красном плаще казался гранитной глыбой. В лохматой бороде серебряными нитями прорастала седина, глаза Игоря были синие. Бурое, будто выдубленное ветрами и солнцем лицо избороздили глубокие морщины.
Характер: Не имел великих свойств ума и мудрости Олега, был приучен с детства к повиновению. И то же время, был корыстолюбив, смел, но в то же время, иногда слишком горячился.
Деятельность: После смерти Олега, почувствовав слабую руку, древляне отказались было выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться. Игорь совершил ряд походов, но такой удачи, как у Олега, уже не было. В 913 году был совершен поход на побережье каспийского моря, подступы которого находились под контролем хазар. Поэтому, в качестве платы за пропуск, им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя было уничтожено. В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князь заключил с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился печально для русского войска: византийцами был применен так называемый “греческий огонь” и большая часть войска князя была уничтожена. Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей, варягов печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами “о руси без числа”, византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.Этот договор содержит торговые и политические статьи относительно безопасности византийских владений в Крыму и обязательства Киева не пропускать туда причерноморских булгар. После этого похода князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого князя. В его дружине стали скоро роптать: “Отроки Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы”. (Карамзин Н.В “История Российского государства”). После долгих уговоров Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав дань недостаточной, князь решил собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне Искоростеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году. Князь Игорь был женат на псковитянке Ольге, которую по одной из легенд, ему избрал Олег в 903 году. Князь имел сына Святослава. Игорь правил 32 года.
Внешность: Большие голубые глаза с твердым взглядом. Губы всегда сжатые. Кожа белая, щеки “толстенькие”. Волосы черные, стан немного полноват.
Характер: Предания нарекают Ольгу умной, мудрой, жестокой, но в то же время справедливой княгиней.
Деятельность: После убийства мужа древлянами (945) жестоко подавила их восстание. В 945-947 годах установила размеры даней для древлян и новгородцев, организовала местные административные центры — погосты. Ольга значительно расширила земельные владения киевского великокняжеского дома. В 955 (или 957) посетила Константинополь; приняла христианство. Правила Древнерусским государством в годы малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 году руководила защитой Киева от печенегов. Канонизирована русской православной церковью.
Святослав был сыном князя Игоря и княгини Ольги. После убийства древлянами князя Игоря, Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего три года.
Внешность: Среднего роста, не слишком низок, но не слишком высок. С густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородой. Голова у него была совсем голая, но на ее стороне висел клок волос, означавший знатность рода. Шея у него была толстая, плечи широкие, весь стан довольно стройный. Казался мрачным и суровым, в одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами с рубином, посреди них вставленным. Одежда была белая и всегда чистая.(Лев Калойский)
Характер: Прирожденный воин, необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, мог спать под открытым небом, подложив под голову седло. Невзыскателен в пище, быстр и решителен. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его “Иду на Вы”.
Деятельность: Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли. В 965 году разгромил Хазарский каганат. В 968 году по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов: Переяславец и Доростол. Эта страна так понравилась князю, что он решил даже перенести сюда столицу своего государства. Постоянно находясь в длительных отлучках, Святослав все управление государством переложил на плечи своей матери – княгини Ольги. В 969 году, когда Святослав находился в Переяславце, на Русь напали печенеги и осадили Киев. В городе уже начался голод, когда жители узнали, что на противоположном берегу Днепра, находится небольшой отряд из дружины Святослава под предводительством воеводы Претича. Воевода даже не подозревал о бедственном положении киевлян. Летопись приводит легенду о юноше, который, рискуя жизнью, сумел предупредить отряд. Киев был спасен. А Великому князю было отправлено послание с упреком: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, а от своей отрекся: нас вместе с матерью и детьми чуть не взяли печенеги. Если ты не защитишь, то они возьмут нас. Неужели тебе не жаль ни твоей отчизны, ни старухи-матери, ни детей твоих?». (Карамзин) Святослав поспешил в Киев и отогнал печенегов в степь.
Но мирная жизнь Киева не нравилась князю. После смерти матери он вновь отправился в Болгарию (969 год). Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми. Объединившись с Болгарами, византийский император Иоанн Цимисхий объявил войну Святославу. В сражении около Переяславца Святослав одержал победу. Жестоко наказав болгар за нерадушный прием, князь принял делегацию императора с предложением взять богатые дары и навсегда уйти из Болгарии. Но Святослав считал эту землю своей, и предложение императора с гневом было отвергнуто. Началась новая война князя Святослава с Византией и Болгарией (970-971годы). Войска византийцев и болгар осадили Доростоп, где находились главные силы Святослава. После двухмесячной осады, князь был вынужден заключить мирный договор с императором Византии. После заключения мира, Святослав направился к днепровским порогам, по дороге зазимовав в Белобережье. Весной 972 года изнуренный походом отряд князя принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из его черепа печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств. Князь до конца своих дней оставался язычником и не поддался на уговоры своей матери – принять христианство.
Владимир Красное Солнышко (980-1015)
Владимир Святославович – младший сын Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. С 969 года он правил в Новгороде. В 980 году князь, убив своего сводного брата Ярополка, стал Великим князем Киевским. Владимир был единовластным правителем Русской земли. Летописцы подразделяют время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин
Внешность: Высокий, стройный, с широкими плечами, но с тонкой талией, с копной волос. У него были голубые глаза, густые рыжеватые брови, плоский нос. В левом ухе серьга.
Характер: В «языческий» период был жестоким безнравственным, свирепым гнусным сластолюбцем. Владимир предстает уже совсем другими после принятия христианства. Он становится в глазах современников святым и благочестивым. Вошел в историю как Великий или Святой.
Деятельность: Свою политическую деятельность князь начал с попытки свести верования различных племен в одно. Он поставил на своем дворе идолы наиболее почитаемых богов: Перуна, Даждьбога, Стрибога и др. Перед этими идолами совершали языческие обряды, жертвоприношения. Но вскоре, разочаровавшись в язычестве, Владимир начал искать другую веру. В летописи описана легенда о выборе веры. Послушав советников, князь решил остановиться на православии. К принятию христианства Владимир шел обходным путем. В 988 году был предпринят поход на Херсонес. После длительной осады город был взят войском Владимира. Византийским императорам Василию и Константину был поставлен ультиматум: или они выдают свою сестру Анну замуж за Киевского князя, или Владимир идет войной на Византию. Однако императоры поставили Владимиру свое условие: чтобы жениться на византийской царевне, он должен принять христианство. Летопись рассказывает, что «болевший в то время глазами князь во время крещения прозрел». После крещения состоялся брак Владимира с Анной. По возвращении на родину Владимир крестил своих детей и весь народ. На месте языческих капищ строили храмы. Принятие христианства оказало влияние на политику и культуру Древней Руси. В Киеве была построена церковь Святого Василия и церковь Богородицы. Книги с текстами богослужений стали переводить с греческого на славянский. Князь расширил границы государства на западе. Предпринял походы на вятичей, радимичей, литовцев. Стремился просветить Русь: основывал города, завел училища. Осуществил первую религиозную реформу, в ходе которой был составлен официальный пантеон языческих богов. Крещение Руси способствовало изменениям в этническом, социально-экономическом, политическом, культурном развитии Руси:
- ускорение социальной дифференциации древнерусского общества;
- ускорение консолидации древнерусской народности;
- возникновение и укрепление земельной собственности;
- укрепление центральной власти;
- развитие и формирование единой древнерусской культуры (возникновение письменности)
Князь Владимир был канонизирован Русской православной церковью и причислен к лику Святых.
Святополк Окаянный (1015-1017)
Сын Владимира Святославовича, по другой версии его пасынок, сын Ярополка. Был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго. С его помощью Святополк готовил заговор против Владимира, после смерти которого овладел великокняжеским столом, убив своих братьев Бориса, Глеба и Святослава (за что получил прозвище Окаянный).
Характер: Человек заурядный, слабый политик, нерешительный. Отличался интригованностью, завистливостью. Был жаден и подозрителен, гордым и злым, в то же время хитрым.
Деятельность: В момент смерти Владимира его приемному сыну Святополку было 35 лет. Он овладел ситуацией и взял власть в свои руки. Подкупал подарками киевлян, а в то время его отряд убийц погубил Бориса. Святополк направил к мурманскому князю Глебу гонцов с просьбой прибыть в Киев, так как отец тяжело болен. Но по пути к Киеву Глеб был убит.
Ранней зимой 1016 года на Днепре близ Любича встретились Ярослав с Новгородской дружиной и Святополк с киевской дружиной. Святополк был разбит. Ярослав в 1017 году занял Киев, но Святополк смог вернуться в Киев. Поляки покинули Киев, но при этом награбили и увели с собой в плен массу людей. Собрав силы, Ярослав вторично двинулся на юг. Святополк испугался и бежал в степь к дружественным племенам. В 1018 году произошло сражение на р. Альте между Ярославом и Святополком. Битва закончилась победой Ярослава. Святополк бежал в Польшу, а потом двинулся в землю чехов, но умер в пути.
Ярослав Мудрый – сын Владимира Великого. После смерти отца и братьев – Глеба, Бориса и Святослава – Ярослав выступил против Святополка, захватившего власть в Киеве.
Внешность: Не обладал физической силой, будучи хромым. Был высокого роста, широк в плечах, губы плотно сжаты. Имел средний рост. Брови у него были густые, имелась борода и усы. Глаза у Ярослава были грустные.
Характер: Он был смелым воином, образованным человеком. Обладал железным характером отца и неукротимостью матери Рогнеды.
Деятельность: На короткое время (1015-1017 годы) Ярослав изгнал Святополка из Киева и правил государством, оставаясь князем Новгородским. В 1019 году Ярослав стал Великим князем Киевским. В его владения не вошли только два княжества: Тьмутараканское и Полоцкое. В первые годы княжения князя на его власть не было серьезных посягательств. Только в 1023 году князь Тмутараканский Мстислав Храбрый заявил о своих притязаниях на его владения. Битва между князьями, у города Листвена Черниговской области, закончилась победой Мстислава. Князь Тмутараканский предложил Ярославу разделить княжество на две части: Ярослав стал княжить в западной части Руси с центром в Киеве, Мстислав – в восточной с центром в Чернигове.
Лишь после смерти Мстислава в 1036 году, Ярославу удалось объединить всю Русь под своей властью, исключая полоцкие земли. Во время правления Ярослава Мудрого прекратились набеги печенегов на Русь, совершен поход в Византию, последний в истории двух стран. Русское государство при его правлении превратилось в одно из могущественных в Европе. Построен ряд городов, открыты библиотеки, создан первый свод законов «Русская Правда». Ярослав поднял престиж церкви. Дети его состояли в браке с правителями европейских государств, что повело за собой рост престижа. Перед смертью он разделил свое государство между сыновьями. С этого момента начинает развиваться удельная система княжения. Ярослав Мудрый умер в 1054 году и был похоронен в храме Святой Софии.
Владимир II Всеволодович Мономах
После смерти Святополка киевляне в обход право старшинства выбрали на престол наиболее уважаемого ими князя – Владимира Мономаха. По праву старшинства престол должен был занять представитель Святославовичей. Не желая новых раздоров, Владимир Мономах отказался. Но киевляне не принимали ни Святославовичей, ни отказа Владимира. Владимир принял новое посольство киевлян и согласился быть правителем Руси. «Так воля граждан нарушила права старшинства, передав их в руки достойнейшему, помимо старейшего». (Карамзин)
Владимир был сыном Всеволода Ярославовича и Анны, дочери византийского императора Константина Мономаха, от него и получил свое прозвище.
Внешность: Был красивым, небольшого роста, крепкого телосложения. Он имел великие очи и необычайную силу.
На днях был юбилей разгрома князем Святославом Хазарии. К этому дню, во многих журналах появились картина (неизвестного мне художника), с изображением Святослава.
Я все думал, стоит ли об этом писать или нет и решил все таки написать. Потому что терпеть дальше изображение русского князя в виде полутюрка-полупротоукра уже нет никаких сил.
К сожалению точно таким же Святослав изображен и на известном памятнике скульптора Клыкова. Похоже подобный облик просто превратился в стереотип и его узнавание массами сильно облегчает жизнь художников.
Разберем возражение против такого изображения русского князя.
1. Во-первых, самое важное – антропологические характеристики. Святослав ни при каких условиях не мог выглядеть так, будто бы это тюркизированный украинец проживающий в Лвiве. То есть ни при каких условиях Святослав не бог иной внешности кроме как североевропейской. То есть в нем не может быть ни динарских, ни туранидных признаков. Портреты русских князей более позднего времени, прямых потомков Святослава, выполненые по методу реконструкции М. Герасимова подтверждают нам исключительно североевропейский фенотип рода Рюриковичей.
2. Во-вторых, сразу бросается в глаза внешний вид князя. Не буду опровергать или доказывать наличие оселедца у Святослава, хотя сам по себе перевод описания его внешности у Льва Диакона неоднозначен и допускает различные толкования. Отмечу только тот факт, что собранные в пучок волосы и усы как признак военного сословия фиксируются у франков и готов, так что Святослав вполне мог обладать этими признаками. Но вот помимо этого у князя просто обязана была быть борода. Это связано с тем, что русы, так же как и германцы, скандинавы, славяне носили бороду просто в обязательном порядке. aquilaaquilonis изучая греческий оригинал текста Диакона обнаружил, что Безбородость Святослава в переводе М.М. Копыленко (Лев Диакон. История. М., 1988) является ошибкой переводчика. В греческом оригинале значится pogon epsilomenos, что на самом деле означает "редкая борода". Причем на латинский язык описание Святослава из источника было переведено как barba rara, т.е. "с не густой бородой". Также есть свидетельства современников, таких как Ибн – Хаукаль "Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном."
Учитывая то, что бритье бороды было типично тюркским признаком, просто нелепо наделять русского князя, для которого потеря бороды считалась бесчестьем (как и для каждого германца и славянина, это зафиксированно и в кодексе законов – "Русской правде") таким не свойственным ему отличием.
Вот так должен выглядеть русский князь времени Святослава.
Начнем с визуализации. Приведу реконструкцию внешнего облика князя Святослава выполненную одним из самых известных иллюстраторов-реконструкторов Средневековья А. Мак-Брайдом.
Эта иллюстрация свидетельствует нам о том, что в Европе никто не считает Святослава укро-тюркским метисом. Совершенно правильно показан североевропейский фенотип, не имеющий ничего общего с южными динароидными чертами, которые приписывают Святославу украинские историки, с вполне очевидной политической целью превратить русского князя в запорiжского козака.
Теперь разберем аргументы сторонников теории smelding а.
1. Связь внешнего облика с традиционным изображением Перуна.
Однако если мы обратимся к летописному описанию идолов Перун, то увидим там следующее: "И нача княжити Володимеръ въ Києве єдинъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу єго сребрену. А оусъ златъ." (Лаврентьевская летопись).
Очевидно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебрянными) волосами и золотыми усами. Скорее всего (руководствуясь правилом, что источники не описывают очеивдное, но обращают внимание на заметные отличия) волосы и борода Перуна были серебрянные, а усы золотые, тем самым выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи – е сли у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды .
Изображение Трокского идола Перуна. Борода хорошо видна.
2. Отсутствие традиции ношения бороды при первых киевских князьях.
Можно сколько угодно говорить что первые киевские князья не носили бороды, но в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться : "Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить". Текст закона относится ко времени отстоящем от правления князя Святослава на 40-50 лет. И в нем уже отмечено, что утрата бороды – одина из тягчайших обид – карается казнью. Очевидно, что за столь короткий срок, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально изменится.
Причем надо отметить, что в Пространной редакции "Русской правды" (последняя четверть XI в.) наказание за повреждение бороды существенно уменьшается: " О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже. ". То есть спустя 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды воспринималась как бесчестье, но уже не каралась столь строго.
3. Бритье волос и бороды славянскими народами.
Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно было весьма мало распространено, а там где фиксируется было следствием влияния иных народов.
Так например в хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живужих рядом с ними мадьяр (то есть не европеоидных кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кондекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). ( Нидерле Л., "Славянские древности").
Изображение из Вышеградского кодекса. Борода хорошо видна.
4. Связь прически русов с знатностью и военным сословием.
Академик В. Янин: ". есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты".
Археологические материалы новгородских раскопок. В июле 1995 года во время работ на Троицком XI раскопе было обнаружено целиком сохранившееся деревянное навершие, набалдашник которого был выполнен в виде объемного скульптурного изображения мужской головы. Лицо довольно выразительное, с короткой бородой и четко выделенными зубами. Прическа представляет собой прядь волос, заплетенных в тугую косичку.
Борода и длинные волосы заплетенные в косичку материалы Троицкого раскопа.
5. Изображения князей раннего киевского периода на монетах того времени.
Если мы посмотрим на монеты (златники и серебренники) Владимира, то обнаружим там следующую картину.
Серебренник Владимира Святославовича. Борода у князя очень хорошо заметна (косая линия на побородке, ниже линии усов).
Златник Владимира Святославовича. Также хорошо заметна небольшая борода (при этом щеки князя бритые).
Часть 3.
Сторонники теории smelding а продолжают радовать меня своими креативами.
Теперь мне было подан в качестве убойных аргументов следующий набор:
1. Изображение Перуна из Радзивилловской летописи
Да в радзивилловской летописи есть такое изображение, которое некоторые считают Перуном. На нем можно при желании усмотреть бритую голову и оселедец.
Но в этой же летописи есть и другое изображение, также считающееся Перуном, у которого на этот раз есть и волосы и борода.
То есть помимо очевидных расхождений данных летописи (показывающих и вариант бритый и вариант с бородой и волосами) мы видим очень интересную деталь. "Перун" изображен с атрибутами ему не свойственными – копьем и щитом. Уже одно это позволяет усомниться в правильности атрибуции самой миниатюры и следовательно отвергнуть данный довод.
2. Изображения на монетах Ярослава Мудрого
Здесь вообще не довод в пользу гипотезы об оселедце и усах, а какой то анекдот. На монетах Ярослава Мудрого не изображался киевский князь, а чеканилось изображение Св. Георгия, что можно легко увидеть по нимбу, копью, щиту и надписи на монете.
3. Изображения в Радзивилловской летописи
Ситуация такова, что ссылающиеся на миниатюры расчитывают на то, что те, кто будет читать их рассуждения не видели иллюстраций из древних русских летописей. А там мы можем наблюдать совершенно противоположное их рассказам.
4. Изображения в Изборнике Святослава
В этом сборнике действительно есть единственная миниатюра в которой пристутвуют князья без бород (но отмечу и без оселедцев). Однако эта миниатюра содержит и изображение князя с небольшой бородкой, очень похожей на ту с которой изображались князья Владимир и Ярослав. также надо отметить, что из четверых безбородых – трое это юноши, дети Святослава Ярославича. Так что пример этой миниатюры по меньшей мере очень спорный и ничего не доказывающий.
Дополнения:
Изображение князя Святослава из Радзивилловской летописи. Комментарии излишни.
Икона Св. кн. Глеба. Вторая четверть XI века. Еще один источник близкий по времени к Изборнику Святослава. У князя хорошо видна небольшая клиновидная борода.
В данном посте приведен полный текст с иллюстративным материалом. источник и комментарии доступны по ссылкам в текссте. Иллюстрации в связи с значительным объемом трафика убраны под кат.