Соотношение сторон экрана ноутбука

Содержание
  1. Содержание
  2. Наиболее распространённые соотношения [ править | править код ]
  3. 1:1 [ править | править код ]
  4. 1,25:1 (5:4) [ править | править код ]
  5. 1,33:1 (4:3) [ править | править код ]
  6. 1,34:1 [ править | править код ]
  7. 1,375:1 [ править | править код ]
  8. 1,5:1 (3:2) [ править | править код ]
  9. 1,56:1 (14:9) [ править | править код ]
  10. 1,6:1 (16:10) [ править | править код ]
  11. 1,66:1; 1,85:1 (Flat) [ править | править код ]
  12. 1,78:1 (16:9) [ править | править код ]
  13. 2:1 (18:9) [ править | править код ]
  14. 2,05:1 (18,5:9) [ править | править код ]
  15. 2,17:1(19,5:9) [ править | править код ]
  16. (19:9) [ править | править код ]
  17. 2,2:1 [ править | править код ]
  18. 2,3:1 (21:9) [ править | править код ]
  19. 2,35:1 [ править | править код ]
  20. 2,39:1; 2,4:1 (Scope) [ править | править код ]
  21. 2,55:1 [ править | править код ]
  22. 2,6:1 [ править | править код ]
  23. 2,75:1 (11:4) [ править | править код ]
  24. Иные соотношения сторон [ править | править код ]
  25. Содержание
  26. Наиболее распространённые соотношения [ править | править код ]
  27. 1:1 [ править | править код ]
  28. 1,25:1 (5:4) [ править | править код ]
  29. 1,33:1 (4:3) [ править | править код ]
  30. 1,34:1 [ править | править код ]
  31. 1,375:1 [ править | править код ]
  32. 1,5:1 (3:2) [ править | править код ]
  33. 1,56:1 (14:9) [ править | править код ]
  34. 1,6:1 (16:10) [ править | править код ]
  35. 1,66:1; 1,85:1 (Flat) [ править | править код ]
  36. 1,78:1 (16:9) [ править | править код ]
  37. 2:1 (18:9) [ править | править код ]
  38. 2,05:1 (18,5:9) [ править | править код ]
  39. 2,17:1(19,5:9) [ править | править код ]
  40. (19:9) [ править | править код ]
  41. 2,2:1 [ править | править код ]
  42. 2,3:1 (21:9) [ править | править код ]
  43. 2,35:1 [ править | править код ]
  44. 2,39:1; 2,4:1 (Scope) [ править | править код ]
  45. 2,55:1 [ править | править код ]
  46. 2,6:1 [ править | править код ]
  47. 2,75:1 (11:4) [ править | править код ]
  48. Иные соотношения сторон [ править | править код ]
  49. Выбираем монитор: основные характеристики экрана
  50. Тип экрана (иногда пишут "Тип матрицы", или "Технология изготовления матрицы")
  51. Диагональ экрана
  52. Разрешение экрана
  53. Название формата
  54. Плотность пикселей
  55. Покрытие экрана
  56. 3D экран
  57. Сенсорный экран
  58. Производитель
  59. Соотношение сторон
  60. Время отклика
  61. Угол обзора по вертикали/горизонтали
  62. Изогнутый экран
  63. Частота обновления экрана
  64. Динамическое изменение частоты (FreeSync и G-Sync)
  65. Конструкция крепления и установки монитора
  66. Видеоразъемы
  67. Приятные мелочи.

Соотноше́ние сторо́н экра́на или Отноше́ние ширины́ ка́дра к высоте́ (также форматное соотношение, англ. aspect ratio ) — понятие в фотографии, кинематографе и телевидении, описывающее формат изображения. Один из основных параметров всех кинематографических систем и телевизионных стандартов. Применительно к компьютерным мониторам и другим устройствам отображения термин используется в качестве технического параметра дисплея. В кинематографе применяется обозначение соотношения сторон экрана, отличное от фотографии и телевидения, в которых соотношение обозначается целыми числами [1] . В киностандартах короткая сторона принимается равной единице, а длинная сторона обозначается десятичной дробью, показывающей отношение к короткой стороне.

72×54
81×54
96×54
100×54
128×54

Содержание

Наиболее распространённые соотношения [ править | править код ]

Если для кинематографических систем соотношение сторон экрана является техническим параметром, учитывающим размеры кадрового окна и коэффициент анаморфирования, то для систем телевидения и компьютерных мониторов эта же величина непосредственно привязана к стандарту разложения и разрешению в пикселях при определённом соотношении его сторон. Однако, в большинстве случаев пиксель считается квадратным. Подавляющая часть видеоконтента использует горизонтальный кадр, поэтому первая цифра, обозначающая горизонтальный размер, всегда больше второй. Исключение составляет мобильное видео с вертикальным кадром 16:9, получившее распространение благодаря приложению Snapchat. Это единственный случай, когда большая цифра обозначает вертикальную сторону кадра.

1:1 [ править | править код ]

Квадратный кадр до недавнего времени использовался только в фотографии. Преимуществом такого соотношения сторон была возможность конструирования аппаратуры, не требующей поворота для выбора вертикальной или горизонтальной компоновки кадра. Наиболее известные форматы квадратного кадра — среднеформатный 6×6 сантиметров и малоформатный тип-126 с кадром 28×28 миллиметров. Гораздо шире известен квадратный формат 7,9×7,9 сантиметра интегральных комплектов для моментальной фотографии серий Polaro >[2] . В настоящее время квадратный кадр получил широкое распространение в мобильном видео. Большую роль в этом сыграла социальная сеть Instagram с квадратным форматом фотографий.

1,25:1 (5:4) [ править | править код ]

Ранние модели компьютерных мониторов с разрешением 1280×1024 пикселя обладали таким соотношением сторон экрана [3] . В повседневной практике им часто приписывают соотношение 4:3, что не совсем верно [4] . В 2010-х годах постепенно вытесняются широкоэкранными мониторами 16:10 и 16:9.

1,33:1 (4:3) [ править | править код ]

С 1895 года кадр большинства кинематографических систем на 35-мм киноплёнке имел размеры 18×24 мм, обеспечивая соотношение сторон 1,33:1. Отсутствие оптической фонограммы на плёнке давало возможность занять изображением всю ширину между перфорациями, равную 1 дюйму (25,4 мм). В современном кинематографе такой кадр иногда называется «немым» и используется в производственном формате «Супер-35» со стандартным шагом кадра в 4 перфорации. Полуформатные фотоаппараты имеют кадр, совпадающий с немым кинематографическим, и то же соотношение сторон.

Сенсоры формата «Супер-35» с таким соотношением сторон применяются в большинстве цифровых кинокамер, однако в практической деятельности используется только часть площади сенсора при съёмке со скрытым кашетированием, или изображение, снятое анаморфотной оптикой, впоследствии трансформируется в широкоэкранное. Поэтому конечное изображение, получаемое с такой киноплёнки или цифровой камеры, имеет другое соотношение сторон кадра.

В аналоговом телевидении стандартной чёткости стандартным считается соотношение сторон экрана 4:3, позаимствованное у кинематографа. В цифровом телевидении 4:3 используется наряду с другими форматами, а для алгоритма компрессии MPEG-2 это стандартный кадр. Современные цифровые компактные фотокамеры обладают таким же соотношением сторон кадра, ведущим своё происхождение от соотношения сторон экрана первых компьютерных мониторов и стандартов разрешения VGA и EGA. Наиболее распространённый формат мониторов до середины 2000-х годов с разрешениями 1024×768, 1152×864 и 1600×1200 пикселей. Позднее телевизоры и мониторы формата 4:3 начали вытесняться широкоэкранными мониторами с соотношением сторон 16:9.

1,34:1 [ править | править код ]

Формат IMAX использует широкую киноплёнку 70-мм с продольным расположением кадра. Ключевая особенность формата заключается в планировке кинозала с экраном, рассматриваемым с небольшого расстояния. За счёт этого границы изображения становятся малозаметными, повышая эффект присутствия. Соотношение сторон экрана, близкое к классическому, примерно соответствует полю зрения человека. Такое же соотношение сторон экрана даёт стандартный формат на 16-мм киноплёнке [5] .

1,375:1 [ править | править код ]

С появлением звука в кинематографе соотношение изменилось, поскольку теперь на плёнку впечатывалась оптическая фонограмма. Это привело к изменению размеров кадра и новому соотношению 1,37:1 (более точно, 1,375:1) [6] классического формата, поскольку для сохранения прямоугольного кадра при том же его шаге потребовалось увеличить межкадровый промежуток. Такое решение уменьшило полезную площадь изображения на плёнке, но дало возможность использовать те же механизмы киноаппаратуры, что и в немом кино. Соотношение сторон кадра, называемое «классическим», было узаконено в 1932 году Американской академией киноискусства [7] . Академический кадр считается близким к телевизионному кадру 4:3 и по телевидению стандартной чёткости передаётся целиком практически без потерь.

В середине 1950-х годов обычный формат с классическим соотношением стал уступать своё место форматам с более широким экраном. Это было вызвано в первую очередь широкой популярностью телевизионного вещания в США и резким падением доходов от кинопроизводства и кинопроката. Конкуренция с цветным телевидением привела к почти полному переходу кинопроизводства на цветную плёнку и к увеличению производства киноспектаклей, поставленных с большим размахом, а затем и к изменению соотношения сторон увеличившихся киноэкранов.

1,5:1 (3:2) [ править | править код ]

Соотношение сторон негатива кинематографического формата «Виста-Вижн» (англ. VistaVision ), в котором кадр расположен вдоль киноплёнки, передвигающейся в аппарате горизонтально, так же как в аппаратуре IMAX [8] [9] . Кадр «Виста Вижн» по размеру и расположению близок к малоформатному фотографическому негативу, снятому на фотоплёнке (тип-135) или среднеформатному кадру 6×9 см. В отличие от практически не использующегося широкоплёночного формата, кадр размером 24×36 мм до сих пор существует без каких-либо изменений почти сто лет. Такое же соотношение сторон фотоотпечатка 10×15 см позволяет печатать малоформатный кадр без потерь. В современной цифровой фотографии подавляющее большинство однообъективных зеркальных цифровых фотокамер обладает таким соотношением сторон кадра. Это относится не только к «полнокадровой матрице», имеющей физический размер, равный пленочному, но и к матрицам таких же камер, обладающим уменьшенными размерами. Многие цифровые фотоаппараты, не являющиеся зеркальными, также имеют такое соотношение сторон кадра и матрицы.

1,56:1 (14:9) [ править | править код ]

Соотношение сторон экрана, узаконенное как промежуточный международный формат, использующийся в период перехода от аналогового телевещания стандартной чёткости в формате 4:3 к цифровому с кадром 16:9. Соглашение отражено в рекомендации ITU под номером BT.1379 и предусматривает такое соотношение для одновременного вещания того же контента в разных форматах [10] . При производстве телепрограмм используется видео, снятое в формате 16:9, со скрытым кашетированием до формата 14:9. В случае аналогового вещания изображение видеозаписи обрезается до формата 14:9 и вписывается в кадр 4:3 с леттербоксингом. В обычных телевизорах такое изображение с узкими чёрными полями сверху и снизу заполняет бо́льшую часть экрана, чем в случае трансляции полного кадра 16:9 в той же технике. При этом обрезке подвергаются относительно небольшие части кадра 16:9, не содержащие сюжетно важных деталей. Это не требует пансканирования исходного видео и позволяет переводить формат автоматически. На широкоэкранных телевизорах, большинство из которых имеет установку «14:9» такое изображение заполняет бо́льшую часть экрана без искажения пропорций. В случае цифрового вещания в формате 16:9 исходная видеозапись может быть использована без обрезки.

Такой формат особенно актуален при одновременном вещании по цифровой и аналоговой технологиям в период перехода к цифровому телевидению, осуществляемому в России до 2015 года [11] . 1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл на формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания) [П 1] и 16:9 (для цифрового и спутникового вещания) [12] . В кинематографе близкое соотношение сторон было у кадра советского производственного формата УФК [13] . Получаемое на киноплёнке изображение без больших потерь трансформировалось при печати в широкоэкранные форматы, и при этом годилось для показа по телевидению. Однако, исходное соотношение сторон никогда не использовалось в конечных копиях, оставаясь лишь форматом негатива.

1,6:1 (16:10) [ править | править код ]

Соотношение сторон экрана первых широкоформатных компьютерных мониторов, а также экранов многих моделей ноутбуков с разрешениями 1280×800, 1440×900 и 1680×1050 пикселей [3] . В маркетинговых целях часто обозначается как 16:10. Наиболее близко к величине «золотого сечения» 1,6180339887. Такое соотношение сторон очень популярно у Apple MacBook, в частности у MacBook, MacBook Pro и у MacBook Air.

1,66:1; 1,85:1 (Flat) [ править | править код ]

Кинокомпания «Парамаунт» (англ. «Paramount Pictures» ) первой разработала широкоэкранную киносистему с кашетированным кадром, отличающуюся от классического уменьшенной высотой кадра, рассчитанного на проекцию короткофокусным объективом на большой экран [14] [15] . Первый фильм «Шейн», снятый по такой технологии и вышедший на экраны в марте 1953 года, обладал соотношением сторон 1,66:1. В мае того же года кинокомпания «Юнивёрсал Пикчерз» (англ. Universal ) выпустила первый кашетированный фильм с соотношением сторон 1,85:1. Технология быстро стала популярной и получила статус международного стандарта [16] . В Европе наибольшее распространение получил формат 1,66:1, а в США и Северной Америке — 1,85:1.

В современном цифровом кинематографе последний стандарт стал одним из двух основных — Flat. Соотношение сторон 1,66:1 имеет кадр негатива производственного формата «Супер-16» [17] .

1,78:1 (16:9) [ править | править код ]

Широкоэкранный формат 16:9 используется в телевидении высокой чёткости (ТВЧ, HDTV) и при цифровом вещании телевидения стандартной чёткости (SDTV). В ТВЧ этому соотношению соответствуют разрешения 1920×1080 и 1280×720 с квадратным пикселем, а в телевидении стандартной чёткости используется цифровое анаморфирование и прямоугольный пиксель. Является стандартным соотношением сторон экрана в телевизорах с широким экраном и наиболее распространённым в современных компьютерных мониторах. Чаще всего встречаются разрешения мониторов 1920×1080, 1600×900, 1366×768, а также соответствующие стандартам ТВЧ [3] . Соответствует соотношению сторон кинонегатива, снятого в формате «Супер-35» с шагом кадра в 3 перфорации. Такое же соотношение сторон было у кадра негатива вышедшей из употребления усовершенствованной фотосистемы.

2:1 (18:9) [ править | править код ]

Один из стандартов кашетированных фильмов и формат изображения контактной фильмокопии «Виста-Вижн» с размерами кадра 18×36 мм (по другим данным кадр фильмокопии обладал соотношением 1,96:1) [18] . Киносистема «Суперскоп» была основана на квадратном кадре фильмокопии, который проецировался на экран с двукратным анаморфированием, давая изображение с пропорциями 2:1 [19] . Такое же соотношение сторон считается стандартным для современных форматов широкоэкранных фильмокопий «Юнивизиум» и «Максивижн» (англ. Univisium, Maxivision ) с укороченным шагом кадра и без аналоговой оптической фонограммы. Современные телесериалы в сетях онлайн-дистрибуции стали часто использовать этот формат [20] .

2,05:1 (18,5:9) [ править | править код ]

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы Samsung замечено в первый раз на модели Samsung Galaxy S8. Технология также называется WQHD+. Соотношение сторон имеет разрешение 2960×1440. [21]

2,17:1(19,5:9) [ править | править код ]

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы "Apple" замечено в первый раз на модели iPhone X. Соотношение сторон имеет разрешение 2436×1125.

(19:9) [ править | править код ]

Соотношение сторон имеет разрешение:

  • 5.8” дюйма, Full HD+ 2280×1080 пикселей, 1080p, 19:9.
  • 6.1” дюйма, Full HD+ 3040×1440 пикселей, 1440p, 19:9.
  • 6.4” дюйма, Full HD+ 3040×1440 пикселей, 1440p, 19:9.

2,2:1 [ править | править код ]

Соотношение сторон кадра большинства широкоформатных киносистем, основанных на использовании широкой киноплёнки 70-мм и сферической оптики [22] . Первой из таких систем стала американская «Todd-AO», на основе которой разработана советская система широкоформатного кино НИКФИ (Sovscope70) с тем же соотношением сторон кадра 2,2:1 [23] . В настоящее время существует только как формат фильмокопий, печатающихся с негатива, снятого в формате «Супер-35» или — реже — в одном из анаморфированных форматов.

2,3:1 (21:9) [ править | править код ]

Формат экрана LED-телевизоров, выпускаемых некоторыми производителями. Впервые такой экран с диагональю 56 дюймов создан компанией Philips в 2009 году [24] [25] . Такое соотношение сторон наилучшим образом подходит для просмотра фильмов, снятых по системе CinemaScope или его современных версий с кадром 2,39:1 [26] .

Киноформат, идеально соответствующий оригинальному формату 2.39:1, который используется в кинематографии. А это значит, что на сверхшироком экране телевизора вы больше не увидите черных полос или урезанного изображения. Вы будете наслаждаться только действием на экране — как оно было задумано режиссером. Рынок контента к таким устройствам еще не готов. Согласно результатам исследования, проведенного Philips, 65% всех DVD и Blu-ray дисков сняты и представлены в формате 2.35:1 Cinemascope, т.е. для соотношения сторон 21:9. Однако, технически изображение записано в более широком формате – 16:9 и черные полосы сверху и снизу физически присутствуют в сигнале. Таким образом, для отображения на широкоформатном экране видео нужно растягивать и обрезать, что негативным образом скажется на его четкости и сведет на нет преимущества высокого разрешения нового ТВ. В общем, повторяется история с 4:3 и 16:9; слово за производителями дисков.Изображение

2,35:1 [ править | править код ]

В 1953 году, кинокомпанией «XX век Фокс» был внедрён анаморфированный формат «Синемаскоп» (англ. «CinemaScope» ), позволивший с помощью анаморфотной киносъёмочной оптики использовать стандартную 35-мм киноплёнку и стандартное киносъёмочное и кинопроекционное оборудование с незначительными модификациями. Соотношение ширины и высоты кадра стало привычным 2,35:1 после добавления оптической фонограммы к четырём магнитным. Сегодня система «Синемаскоп» практически не применяется, а вместо неё используются камеры и анаморфотная оптика фирм «Panavision» и «Arri» [27] .

Советская система широкоэкранного кино использовала принцип оптического сжатия изображения и способ звуковоспроизведения разработанные для системы «Синемаскоп». На подобных принципах были построены и другие анаморфотные широкоэкранные системы такие как «Tohoscope», «Dialyscope», «Franscope», «Grandscope», «Agascope», «Arriscope» и т. п.

2,39:1; 2,4:1 (Scope) [ править | править код ]

В 1970 году для уменьшения заметности склеек негатива и фильмокопий анаморфированных форматов, высота кадра была немного уменьшена, и формат приобрёл окончательное соотношение 2,39:1—2,4:1 [28] [17] . Последняя цифра является округлённым значением. В настоящее время соотношение сторон кадра 2,39:1 (Scope) является одним из стандартных форматов современного широкоэкранного цифрового кинематографа.

2,55:1 [ править | править код ]

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55» [29] [30] . Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года, когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

2,6:1 [ править | править код ]

Чтобы увеличить горизонтальное поле зрения и усилить восприятие фильма, кинокомпанией «Синерама» (англ. Cinerama ) была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1 [31] . Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями, расположенными вокруг зрителей.

Первый фильм снятый по системе «Синерама» — документально-видовой (англ. travelogue ) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama» ) был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных: «Как был завоёван Запад» (англ. «How the West Was Won» ) и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm» ) (оба в 1962 г.) и «Парусник: путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» — съёмки по системе «Синеми́рэкл» (англ. «Cinemiracle» , 1958, прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанорама» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Изображение обладает таким же соотношением сторон 2,6:1 [23] .

2,75:1 (11:4) [ править | править код ]

В 1957 году «Метро-Голдвин-Майер» совместно с фирмой «Panavision» разработала систему «MGM Camera 65», которая в дальнейшем стала называться «Ultra Panavision 70». Система была идентична «Тодд-АО» (65/70), но использовала анаморфотную оптику при съёмке и проекции, увеличивая соотношение ширины к высоте до 2,75:1 [32] [33] .

В 1959 году «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM. В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Иные соотношения сторон [ править | править код ]

Существуют киноаттракционы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это призвано погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от просмотра.

Соотноше́ние сторо́н экра́на или Отноше́ние ширины́ ка́дра к высоте́ (также форматное соотношение, англ. aspect ratio ) — понятие в фотографии, кинематографе и телевидении, описывающее формат изображения. Один из основных параметров всех кинематографических систем и телевизионных стандартов. Применительно к компьютерным мониторам и другим устройствам отображения термин используется в качестве технического параметра дисплея. В кинематографе применяется обозначение соотношения сторон экрана, отличное от фотографии и телевидения, в которых соотношение обозначается целыми числами [1] . В киностандартах короткая сторона принимается равной единице, а длинная сторона обозначается десятичной дробью, показывающей отношение к короткой стороне.

72×54
81×54
96×54
100×54
128×54

Содержание

Наиболее распространённые соотношения [ править | править код ]

Если для кинематографических систем соотношение сторон экрана является техническим параметром, учитывающим размеры кадрового окна и коэффициент анаморфирования, то для систем телевидения и компьютерных мониторов эта же величина непосредственно привязана к стандарту разложения и разрешению в пикселях при определённом соотношении его сторон. Однако, в большинстве случаев пиксель считается квадратным. Подавляющая часть видеоконтента использует горизонтальный кадр, поэтому первая цифра, обозначающая горизонтальный размер, всегда больше второй. Исключение составляет мобильное видео с вертикальным кадром 16:9, получившее распространение благодаря приложению Snapchat. Это единственный случай, когда большая цифра обозначает вертикальную сторону кадра.

1:1 [ править | править код ]

Квадратный кадр до недавнего времени использовался только в фотографии. Преимуществом такого соотношения сторон была возможность конструирования аппаратуры, не требующей поворота для выбора вертикальной или горизонтальной компоновки кадра. Наиболее известные форматы квадратного кадра — среднеформатный 6×6 сантиметров и малоформатный тип-126 с кадром 28×28 миллиметров. Гораздо шире известен квадратный формат 7,9×7,9 сантиметра интегральных комплектов для моментальной фотографии серий Polaro >[2] . В настоящее время квадратный кадр получил широкое распространение в мобильном видео. Большую роль в этом сыграла социальная сеть Instagram с квадратным форматом фотографий.

1,25:1 (5:4) [ править | править код ]

Ранние модели компьютерных мониторов с разрешением 1280×1024 пикселя обладали таким соотношением сторон экрана [3] . В повседневной практике им часто приписывают соотношение 4:3, что не совсем верно [4] . В 2010-х годах постепенно вытесняются широкоэкранными мониторами 16:10 и 16:9.

1,33:1 (4:3) [ править | править код ]

С 1895 года кадр большинства кинематографических систем на 35-мм киноплёнке имел размеры 18×24 мм, обеспечивая соотношение сторон 1,33:1. Отсутствие оптической фонограммы на плёнке давало возможность занять изображением всю ширину между перфорациями, равную 1 дюйму (25,4 мм). В современном кинематографе такой кадр иногда называется «немым» и используется в производственном формате «Супер-35» со стандартным шагом кадра в 4 перфорации. Полуформатные фотоаппараты имеют кадр, совпадающий с немым кинематографическим, и то же соотношение сторон.

Сенсоры формата «Супер-35» с таким соотношением сторон применяются в большинстве цифровых кинокамер, однако в практической деятельности используется только часть площади сенсора при съёмке со скрытым кашетированием, или изображение, снятое анаморфотной оптикой, впоследствии трансформируется в широкоэкранное. Поэтому конечное изображение, получаемое с такой киноплёнки или цифровой камеры, имеет другое соотношение сторон кадра.

В аналоговом телевидении стандартной чёткости стандартным считается соотношение сторон экрана 4:3, позаимствованное у кинематографа. В цифровом телевидении 4:3 используется наряду с другими форматами, а для алгоритма компрессии MPEG-2 это стандартный кадр. Современные цифровые компактные фотокамеры обладают таким же соотношением сторон кадра, ведущим своё происхождение от соотношения сторон экрана первых компьютерных мониторов и стандартов разрешения VGA и EGA. Наиболее распространённый формат мониторов до середины 2000-х годов с разрешениями 1024×768, 1152×864 и 1600×1200 пикселей. Позднее телевизоры и мониторы формата 4:3 начали вытесняться широкоэкранными мониторами с соотношением сторон 16:9.

1,34:1 [ править | править код ]

Формат IMAX использует широкую киноплёнку 70-мм с продольным расположением кадра. Ключевая особенность формата заключается в планировке кинозала с экраном, рассматриваемым с небольшого расстояния. За счёт этого границы изображения становятся малозаметными, повышая эффект присутствия. Соотношение сторон экрана, близкое к классическому, примерно соответствует полю зрения человека. Такое же соотношение сторон экрана даёт стандартный формат на 16-мм киноплёнке [5] .

1,375:1 [ править | править код ]

С появлением звука в кинематографе соотношение изменилось, поскольку теперь на плёнку впечатывалась оптическая фонограмма. Это привело к изменению размеров кадра и новому соотношению 1,37:1 (более точно, 1,375:1) [6] классического формата, поскольку для сохранения прямоугольного кадра при том же его шаге потребовалось увеличить межкадровый промежуток. Такое решение уменьшило полезную площадь изображения на плёнке, но дало возможность использовать те же механизмы киноаппаратуры, что и в немом кино. Соотношение сторон кадра, называемое «классическим», было узаконено в 1932 году Американской академией киноискусства [7] . Академический кадр считается близким к телевизионному кадру 4:3 и по телевидению стандартной чёткости передаётся целиком практически без потерь.

В середине 1950-х годов обычный формат с классическим соотношением стал уступать своё место форматам с более широким экраном. Это было вызвано в первую очередь широкой популярностью телевизионного вещания в США и резким падением доходов от кинопроизводства и кинопроката. Конкуренция с цветным телевидением привела к почти полному переходу кинопроизводства на цветную плёнку и к увеличению производства киноспектаклей, поставленных с большим размахом, а затем и к изменению соотношения сторон увеличившихся киноэкранов.

1,5:1 (3:2) [ править | править код ]

Соотношение сторон негатива кинематографического формата «Виста-Вижн» (англ. VistaVision ), в котором кадр расположен вдоль киноплёнки, передвигающейся в аппарате горизонтально, так же как в аппаратуре IMAX [8] [9] . Кадр «Виста Вижн» по размеру и расположению близок к малоформатному фотографическому негативу, снятому на фотоплёнке (тип-135) или среднеформатному кадру 6×9 см. В отличие от практически не использующегося широкоплёночного формата, кадр размером 24×36 мм до сих пор существует без каких-либо изменений почти сто лет. Такое же соотношение сторон фотоотпечатка 10×15 см позволяет печатать малоформатный кадр без потерь. В современной цифровой фотографии подавляющее большинство однообъективных зеркальных цифровых фотокамер обладает таким соотношением сторон кадра. Это относится не только к «полнокадровой матрице», имеющей физический размер, равный пленочному, но и к матрицам таких же камер, обладающим уменьшенными размерами. Многие цифровые фотоаппараты, не являющиеся зеркальными, также имеют такое соотношение сторон кадра и матрицы.

1,56:1 (14:9) [ править | править код ]

Соотношение сторон экрана, узаконенное как промежуточный международный формат, использующийся в период перехода от аналогового телевещания стандартной чёткости в формате 4:3 к цифровому с кадром 16:9. Соглашение отражено в рекомендации ITU под номером BT.1379 и предусматривает такое соотношение для одновременного вещания того же контента в разных форматах [10] . При производстве телепрограмм используется видео, снятое в формате 16:9, со скрытым кашетированием до формата 14:9. В случае аналогового вещания изображение видеозаписи обрезается до формата 14:9 и вписывается в кадр 4:3 с леттербоксингом. В обычных телевизорах такое изображение с узкими чёрными полями сверху и снизу заполняет бо́льшую часть экрана, чем в случае трансляции полного кадра 16:9 в той же технике. При этом обрезке подвергаются относительно небольшие части кадра 16:9, не содержащие сюжетно важных деталей. Это не требует пансканирования исходного видео и позволяет переводить формат автоматически. На широкоэкранных телевизорах, большинство из которых имеет установку «14:9» такое изображение заполняет бо́льшую часть экрана без искажения пропорций. В случае цифрового вещания в формате 16:9 исходная видеозапись может быть использована без обрезки.

Такой формат особенно актуален при одновременном вещании по цифровой и аналоговой технологиям в период перехода к цифровому телевидению, осуществляемому в России до 2015 года [11] . 1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл на формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания) [П 1] и 16:9 (для цифрового и спутникового вещания) [12] . В кинематографе близкое соотношение сторон было у кадра советского производственного формата УФК [13] . Получаемое на киноплёнке изображение без больших потерь трансформировалось при печати в широкоэкранные форматы, и при этом годилось для показа по телевидению. Однако, исходное соотношение сторон никогда не использовалось в конечных копиях, оставаясь лишь форматом негатива.

1,6:1 (16:10) [ править | править код ]

Соотношение сторон экрана первых широкоформатных компьютерных мониторов, а также экранов многих моделей ноутбуков с разрешениями 1280×800, 1440×900 и 1680×1050 пикселей [3] . В маркетинговых целях часто обозначается как 16:10. Наиболее близко к величине «золотого сечения» 1,6180339887. Такое соотношение сторон очень популярно у Apple MacBook, в частности у MacBook, MacBook Pro и у MacBook Air.

1,66:1; 1,85:1 (Flat) [ править | править код ]

Кинокомпания «Парамаунт» (англ. «Paramount Pictures» ) первой разработала широкоэкранную киносистему с кашетированным кадром, отличающуюся от классического уменьшенной высотой кадра, рассчитанного на проекцию короткофокусным объективом на большой экран [14] [15] . Первый фильм «Шейн», снятый по такой технологии и вышедший на экраны в марте 1953 года, обладал соотношением сторон 1,66:1. В мае того же года кинокомпания «Юнивёрсал Пикчерз» (англ. Universal ) выпустила первый кашетированный фильм с соотношением сторон 1,85:1. Технология быстро стала популярной и получила статус международного стандарта [16] . В Европе наибольшее распространение получил формат 1,66:1, а в США и Северной Америке — 1,85:1.

В современном цифровом кинематографе последний стандарт стал одним из двух основных — Flat. Соотношение сторон 1,66:1 имеет кадр негатива производственного формата «Супер-16» [17] .

1,78:1 (16:9) [ править | править код ]

Широкоэкранный формат 16:9 используется в телевидении высокой чёткости (ТВЧ, HDTV) и при цифровом вещании телевидения стандартной чёткости (SDTV). В ТВЧ этому соотношению соответствуют разрешения 1920×1080 и 1280×720 с квадратным пикселем, а в телевидении стандартной чёткости используется цифровое анаморфирование и прямоугольный пиксель. Является стандартным соотношением сторон экрана в телевизорах с широким экраном и наиболее распространённым в современных компьютерных мониторах. Чаще всего встречаются разрешения мониторов 1920×1080, 1600×900, 1366×768, а также соответствующие стандартам ТВЧ [3] . Соответствует соотношению сторон кинонегатива, снятого в формате «Супер-35» с шагом кадра в 3 перфорации. Такое же соотношение сторон было у кадра негатива вышедшей из употребления усовершенствованной фотосистемы.

2:1 (18:9) [ править | править код ]

Один из стандартов кашетированных фильмов и формат изображения контактной фильмокопии «Виста-Вижн» с размерами кадра 18×36 мм (по другим данным кадр фильмокопии обладал соотношением 1,96:1) [18] . Киносистема «Суперскоп» была основана на квадратном кадре фильмокопии, который проецировался на экран с двукратным анаморфированием, давая изображение с пропорциями 2:1 [19] . Такое же соотношение сторон считается стандартным для современных форматов широкоэкранных фильмокопий «Юнивизиум» и «Максивижн» (англ. Univisium, Maxivision ) с укороченным шагом кадра и без аналоговой оптической фонограммы. Современные телесериалы в сетях онлайн-дистрибуции стали часто использовать этот формат [20] .

2,05:1 (18,5:9) [ править | править код ]

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы Samsung замечено в первый раз на модели Samsung Galaxy S8. Технология также называется WQHD+. Соотношение сторон имеет разрешение 2960×1440. [21]

2,17:1(19,5:9) [ править | править код ]

Соотношение сторон замеченное у смартфонов фирмы "Apple" замечено в первый раз на модели iPhone X. Соотношение сторон имеет разрешение 2436×1125.

(19:9) [ править | править код ]

Соотношение сторон имеет разрешение:

  • 5.8” дюйма, Full HD+ 2280×1080 пикселей, 1080p, 19:9.
  • 6.1” дюйма, Full HD+ 3040×1440 пикселей, 1440p, 19:9.
  • 6.4” дюйма, Full HD+ 3040×1440 пикселей, 1440p, 19:9.

2,2:1 [ править | править код ]

Соотношение сторон кадра большинства широкоформатных киносистем, основанных на использовании широкой киноплёнки 70-мм и сферической оптики [22] . Первой из таких систем стала американская «Todd-AO», на основе которой разработана советская система широкоформатного кино НИКФИ (Sovscope70) с тем же соотношением сторон кадра 2,2:1 [23] . В настоящее время существует только как формат фильмокопий, печатающихся с негатива, снятого в формате «Супер-35» или — реже — в одном из анаморфированных форматов.

2,3:1 (21:9) [ править | править код ]

Формат экрана LED-телевизоров, выпускаемых некоторыми производителями. Впервые такой экран с диагональю 56 дюймов создан компанией Philips в 2009 году [24] [25] . Такое соотношение сторон наилучшим образом подходит для просмотра фильмов, снятых по системе CinemaScope или его современных версий с кадром 2,39:1 [26] .

Киноформат, идеально соответствующий оригинальному формату 2.39:1, который используется в кинематографии. А это значит, что на сверхшироком экране телевизора вы больше не увидите черных полос или урезанного изображения. Вы будете наслаждаться только действием на экране — как оно было задумано режиссером. Рынок контента к таким устройствам еще не готов. Согласно результатам исследования, проведенного Philips, 65% всех DVD и Blu-ray дисков сняты и представлены в формате 2.35:1 Cinemascope, т.е. для соотношения сторон 21:9. Однако, технически изображение записано в более широком формате – 16:9 и черные полосы сверху и снизу физически присутствуют в сигнале. Таким образом, для отображения на широкоформатном экране видео нужно растягивать и обрезать, что негативным образом скажется на его четкости и сведет на нет преимущества высокого разрешения нового ТВ. В общем, повторяется история с 4:3 и 16:9; слово за производителями дисков.Изображение

2,35:1 [ править | править код ]

В 1953 году, кинокомпанией «XX век Фокс» был внедрён анаморфированный формат «Синемаскоп» (англ. «CinemaScope» ), позволивший с помощью анаморфотной киносъёмочной оптики использовать стандартную 35-мм киноплёнку и стандартное киносъёмочное и кинопроекционное оборудование с незначительными модификациями. Соотношение ширины и высоты кадра стало привычным 2,35:1 после добавления оптической фонограммы к четырём магнитным. Сегодня система «Синемаскоп» практически не применяется, а вместо неё используются камеры и анаморфотная оптика фирм «Panavision» и «Arri» [27] .

Советская система широкоэкранного кино использовала принцип оптического сжатия изображения и способ звуковоспроизведения разработанные для системы «Синемаскоп». На подобных принципах были построены и другие анаморфотные широкоэкранные системы такие как «Tohoscope», «Dialyscope», «Franscope», «Grandscope», «Agascope», «Arriscope» и т. п.

2,39:1; 2,4:1 (Scope) [ править | править код ]

В 1970 году для уменьшения заметности склеек негатива и фильмокопий анаморфированных форматов, высота кадра была немного уменьшена, и формат приобрёл окончательное соотношение 2,39:1—2,4:1 [28] [17] . Последняя цифра является округлённым значением. В настоящее время соотношение сторон кадра 2,39:1 (Scope) является одним из стандартных форматов современного широкоэкранного цифрового кинематографа.

2,55:1 [ править | править код ]

Соотношение сторон ранних анаморфированных форматов, в том числе «Синемаскоп» и «Синемаскоп-55» [29] [30] . Такое соотношение сторон экрана существовало до 1954 года, когда к четырёхканальной магнитной фонограмме была добавлена стандартная оптическая, занявшая часть пространства фильмокопии, отводившегося изображению. В настоящее время не используется.

2,6:1 [ править | править код ]

Чтобы увеличить горизонтальное поле зрения и усилить восприятие фильма, кинокомпанией «Синерама» (англ. Cinerama ) была изобретена и коммерчески внедрена панорамная система трёхплёночной киносъёмки и кинопроекции на специальных, сильно изогнутых огромных экранах шириной до 30 м с соотношением ширины и высоты кадра 2,6:1 [31] . Система «Синера́ма» предусматривала высококачественный способ записи и воспроизведения семиканального объёмного звука с отдельной 35-миллиметровой синхронизированной магнитной фонограммы. При такой системе звук следовал за изображением на экране за счёт воспроизведения разными громкоговорителями, расположенными вокруг зрителей.

Первый фильм снятый по системе «Синерама» — документально-видовой (англ. travelogue ) «Это „Синерама“» (англ. «This Is Cinerama» ) был впервые показан публике в 1952 году в специально построенном и оборудованном кинотеатре. Успех фильма был настолько велик, что он не сходил с экранов в течение двух лет. Несмотря на сложность и громоздкость системы «Синерама» были созданы ещё 7 фильмов, включая три художественных: «Как был завоёван Запад» (англ. «How the West Was Won» ) и «Удивительный мир братьев Гримм» (англ. «The Wonderful World Of Brothers Grimm» ) (оба в 1962 г.) и «Парусник: путешествие Кристиана Радика» (англ. «Windjammer: The Voyage of Christian Radich» — съёмки по системе «Синеми́рэкл» (англ. «Cinemiracle» , 1958, прокат в залах и по системе «Синерама»). Советская система «Кинопанорама» была разработана на основе и с учётом ошибок «Синерамы». Изображение обладает таким же соотношением сторон 2,6:1 [23] .

2,75:1 (11:4) [ править | править код ]

В 1957 году «Метро-Голдвин-Майер» совместно с фирмой «Panavision» разработала систему «MGM Camera 65», которая в дальнейшем стала называться «Ultra Panavision 70». Система была идентична «Тодд-АО» (65/70), но использовала анаморфотную оптику при съёмке и проекции, увеличивая соотношение ширины к высоте до 2,75:1 [32] [33] .

В 1959 году «Panavision» приобрела отдел киносъёмочной техники студии MGM. В том же году появилась система «Super Panavision 70», которая была практически копией «Тодд-АО», но использовала значительно более компактные камеры.

Иные соотношения сторон [ править | править код ]

Существуют киноаттракционы с иным соотношением сторон экрана (например, круговая панорама с обзором 360°). Всё это призвано погрузить зрителя в атмосферу фильма и усилить впечатление от просмотра.

Доброго времени суток!

Многие считают самым главным в компьютере видеокарту, некоторые процессор – а вот я думаю, что самое главное в любом устройстве (ноутбук, ПК, смартфон) – это монитор (экран). Ведь от качества отображения информации на нем зависит не только как реалистично на нем будет отображаться фото или новая игра, но и наше зрение!

У любого монитора достаточно много всяких технических характеристик, которые малопонятны большинству (да и о которых, как правило, можно узнать, если начать глубоко рыться в документах или использовать специальные программы и утилиты для диагностики устройства).

В этой статье я не стану описывать все эти характеристики (т.к. по большому счету они и не нужны), но я затрону САМЫЕ важные параметры, на которые обязательно нужно обратить внимание при выборе монитора для компьютера (ну или при покупке ноутбука). Надеюсь, информация окажется полезной, и вы правильно подберете себе экран для работы.

Выбираем монитор: основные характеристики экрана

В качестве первого примера взял ноутбук средне-ценовой категории.

Предлагаю статью построить на примерах (на мой взгляд, это самый лучший вариант ☺). Я взял для анализа один из ходовых ноутбуков средне-ценовой категории – Acer Aspire 5 A517. Характеристики его экрана (которые представлены рядом с ценниками) – я привел на скриншоте ниже. Пройдемся по всем эти параметрам по порядку.

Примечание : все характеристики экрана ноутбука аналогичны с обычным экраном для ПК. Так, что этот пример актуален для обоих вариантов.

Технические характеристики монитора у ноутбука Acer Aspire 5 A517

Тип экрана (иногда пишут "Тип матрицы", или "Технология изготовления матрицы")

Довольно важный параметр, от которого напрямую зависит качество картинки. Сейчас в продаже, чаще всего, встречаются следующие типы матриц:

  1. TN (или TN+Film как на скрине выше). Самый популярный тип матрицы, обеспечивает достаточно неплохую картинку, вкупе с низкой ценой. Из недостатков – хуже передает оттенки цветов, не так ярко и "сочно" (пример см. ниже).
  2. IPS – более дорогой тип матрицы (можно найти в ноутбуках дороже 600$). Обеспечивает более яркую и контрастную картинку. Монитор на такой матрице особенно актуален для обработки фото и видео (правда, смотрите на время отклика, если оно выше 6 мс – могут наблюдаться проблемы с воспроизведением динамичных сцен в фильмах, играх, спорте и пр.);
  3. PLS – технология от компании Samsung, по качеству картинки такие экраны не уступают IPS (многие даже отмечают еще более яркую игру красок). Также обладают меньшим энергопотреблением. Правда, цена на них еще выше.
  4. VA (MVA, PVA) – что-то среднее между TN матрицами и IPS. Обеспечивают более яркую цветопередачу (хотя до IPS не дотягивают), и в то же время обладают низким временем отклика.

IPS матрица (Глянцевая поверхность экрана) против TN матрицы (матовая поверхность экрана). Одна и та же картинка

Диагональ экрана

Это длинна между противоположными углами экрана (обычно, между левым нижнем и правым верхним, как на скрине ниже). Задается она в дюймах (1 дюйм = 2,54 см). Т.е. если написано диагональ 17.3 дюйма – то это будет 17.3*2,54=43,942 см. Примерно около 44 см.

Что такое диагональ и как измеряется (1 дюйм = 2,54 см)

Считается, что чем больше размер экрана – тем лучше (особенно, если вы приобретаете его для просмотра фильмов). Но лично от себя, хочу добавить, что за слишком большим экраном далеко не всегда удобно работать.

Что касается ноутбуков, то самая распространенная диагональ 15.6 дюйма (также сейчас популярны ноутбуки с экраном в 17.3 дюймов). Первый вариант удобен при частых переносах устройства, второй – когда переносите от случая к случаю (неплохая замена обычному ПК).

Разрешение экрана

Многие путают диагональ и разрешение экрана, а это очень разные вещи. Диагональ – это габаритный размер экрана, а разрешение – это из сколько точек на экране будет формироваться изображение.

Чтобы понять, о чем речь, нужно сравнить одну и ту же картинку на разных экранах с разной диагональю (при одном и том же разрешении!). На скрине ниже такой пример показан: на большом экране с низким разрешение – наблюдается небольшая зернистость изображения. Если бы экран был бы еще больше при том же разрешении – зернистость была бы еще выше!

Сравнение одной и той же картинки при одном разрешении на разных диагоналях

Оптимальным разрешением для экрана ноутбуков:

  1. в 15.6 дюйма – составляет 1366×768 (некоторые ставят еще выше, например, 1600*900 – но имейте ввиду, что если диагональ небольшая – а разрешение будет слишком высоким – многие элементы станут мелкими, и чтобы разглядеть их – нужно напрягать зрение);
  2. в 17.3 дюйма – составляет 1600*900 (для IPS – 1920*1080).

Название формата

Всего лишь вспомогательный параметр, указывающий на разрешение (я бы вообще не смотрел так уж пристально на это – скорее это даже маркетинговый ход для любителей фильмов, везде же кричат: "HD..").

Ниже приведен скриншот, увязывающий разрешение и название формата (скажем, если формат HD1080 – то разрешение 1920×1080).

Разрешение экрана и название формата (более подробно на Википедии)

Плотность пикселей

А вот этот параметр увязывает диагональ экрана и его разрешение (так сказать, соотношение между ними). Чем выше плотность пикселей – тем лучше и качественнее картинка на экране! Измеряется этот параметр в PPI: т.е. просто в характеристиках пишут, например, 106 PPI.

На сегодняшний день, я бы не рекомендовал выбирать мониторы, где плотность пикселей меньше 88 PPI (лучше даже не ниже 95), иначе рискуете, что изображение у вас будет зернистое.

Покрытие экрана

Есть два основных типа покрытия: матовое и глянцевое (так же есть различные производные от этих, например, анти-бликовое (по сути то же матовое. )).

Глянцевая поверхность обладает лучшей цветопередачей, более яркий и глубокий черный цвет. Но на ней отражается все как в зеркале (что очень неудобно, когда на экране вдруг появятся блики от дневного света). На матовой поверхности бликов нет, но картинка на ней более тускла, цвета не такие яркие.

Глянцевая и матовая поверхности (для сравнения двух мониторов)

3D экран

Новомодная фишка последних лет (очень уж фильмы при этой технологии смотрятся реалистично).

Как правило, такие мониторы имеют высокую частоту обновления экрана (от 144 Гц и выше). В их функции так же есть такая фишка, как попеременный вывод на экран изображения для разных глаз. В комплекте к монитору идут 1-2 пары очков для полного погружения.

Сам я не очень поддерживаю все эти фишки с 3D (тем более, что мониторы такие стоят достаточно дорого) .

Сенсорный экран

На таком типе экрана многие команды можно отдавать нажатием прямо на поверхность монитора. Обычно такой экран устанавливают на ноутбуки, которые можно свернуть как книжку, и использовать им в режиме планшета. В общем, полезная достаточно опция (особенно для некоторых пользователей).

В качестве второго варианта, я решил взять типовой монитор для компьютера (на примере бюджетной модели HP 24es). Скрин с его характеристиками приведен ниже. Аналогичные параметры, рассмотренные выше, сейчас не описываю.

Технические характеристики монитора HP 24es

Производитель

В начале статьи я ничего не сказал про производителя. а ведь это очень важный момент. Мониторы с одинаковыми характеристиками, но разных производителей – могут показывать разную по качеству картинку. Здесь не выделю самого лучшего производителя, но скажу так, выбирайте того, кто уже зарекомендовал себя на рынке.

Каких производителей рекомендую я ☺: Dell, NEC, HP, Acer, Hitachi, Samsung, LG.

Если уж даже возникнет какой-то вопрос по гарантии с магазином, в котором купили, можно будет хотя бы написать производителю вашего монитора. Некоторые фирмы (например, Dell, Samsung), бывало и так, что меняли старые мониторы на новые, в случае каких-то проблем, даже если и случай "не совсем" гарантийный (просто фирма дорожит репутацией).

Соотношение сторон

Наверное, почти все замечали, что мониторы бывают как напоминающие "квадрат" по своим габаритам, так и вытянутые в длину в форме прямоугольника. Вот, как раз сей параметр и отвечает за габариты экрана (см. показательный пример на фото ниже).

Пример на двух мониторах – 4:3 и 16:9 соотношения сторон

Вообще, здесь дело вкуса – за каким удобнее работать вам, то соотношение и выбирайте. Сейчас очень популярны мониторы 16:9 – на них удобно и фильмы смотреть, заниматься работой. Табличка с соотношениями сторон и разрешениями экрана представлена ниже (выделенные разрешения одни из самых популярных на сегодняшний день).

Соотношение сторон 4:3 5:4 16:9 16:10
Разрешения для данного типа соотношения 640×480
800×600
1024×768
1152×864
1280×960
1400×1050
1600×1200
1280×1024 1280×720
1360×768
1366×768
1600×900
1920×1080
1280×768
1280×800
1440×900
1600×1024
1680×1050

Время отклика

Очень важный параметр для IPS мониторов, особенно для тех пользователей, кто любит динамичные игры, фильмы (дело в том, что если брать TN матрицу – то у них, как правило, время отклика менее 5 мс – и на сей параметр можно не обращать внимание. За счет другой технологии – удается без проблем выдерживать это время). А вот у IPS, с временем отклика на недорогих мониторах, может быть "беда".

Если вы любите динамичные сцены: разные игры в виде стрелялок, фильмы-боевики, спортивные трансляции и пр. – то выбирайте монитор с временем отклика не более 5 мс! 7 мс, которые представлены в характеристиках на скрине выше – может явно не хватить и картинка начнет "плыть" при быстрой смене изображения на экране.

Время отклика на примере спортивной трансляции (12 мс против 5 мс).

Если вы не любите динамичных сцен (да и вообще не будете смотреть фильмы за этим монитором или играть) – то на этом параметре можно не зацикливаться.

Угол обзора по вертикали/горизонтали

Этот параметр отвечает за качество картинке, которую вы будете видеть, если посмотрите на монитор под определенным углом. Например, на мониторах с TN матрицей есть такой недостаток – если вы посмотрите на монитор сбоку, сверху или снизу – качество картинки станет хуже (цвета меняются, блекнут, сложно различить, что он показывает).

На мониторах с ISP матрицей – подобного, как правило, не наблюдается (см. разницу на фото ниже). Т.е. чем выше параметр углов обзора – тем, как правило, лучше.

Изогнутый экран

Изогнутый экран – новая фишка на больших мониторах (от 27 дюймов и выше). За счет того, что при просмотре картинки на таком мониторе начинает работать периферическое зрение – получаем эффект погружения! Подогнутые края, как бы делают картинку ближе к пользователю, окружая его со всех сторон.

Однако, если вы смотрите на экран не по центру, а сбоку (например, при просмотре фильма вдвоем или втроем) – то картинка становиться даже хуже, чем на обычном плоском экране. Так, что я бы рекомендовал очень внимательно отнестись к выбору такого монитора (кстати, цена на них несколько выше).

Частота обновления экрана

Этот параметр отвечает за то, сколько кадров в секунду покажет вам ваш монитор. Измеряется параметр в ГЦ (Герцах, или на английский манер – HZ). Естественно, чем выше эта характеристика – тем лучше! Картинка будет идти более плавно, меньше наблюдается размытость, лучше сможете рассмотреть различные детали (см. показательный пример ниже).

Частота обновления экрана – на примере двух экранов 144 ГЦ и 60 ГЦ

Сразу хочу сказать, что если раньше на старых ЭЛТ-мониторах (это такие толстые, по полметра шириной ☺) – 60 ГЦ было очень вредно для глаз (Если вы работаете за таким – то на них рекомендуется не менее 85 ГЦ, а лучше 100 ГЦ!) , то на современных ЖК-мониторах – 60 ГЦ это оптимально, и достаточно для нормальной работы.

Есть мониторы подороже, поддерживающие и 100 ГЦ, и 144 ГЦ, и выше. Они обеспечивают более плавную и качественную картинку в различных динамичных сценах фильмов, игр и пр.: гонках, стрелялках, боевиках и т.д. Чаще всего, кстати, такие мониторы на TN матрице (отклик 1-2 мс), на IPS тоже встречаются, но цена выше 1000$ (и по отзывам, картинка все равно не так динамично меняется, как на TN).

Кстати, важное замечание: помимо монитора в 100 ГЦ – у вас должна быть соответствующего уровня видеокарта. Если вы запустите на таком мониторе игру, а видеокарта у вас будет выдавать всего лишь 60 FPS (кадров в секунду) – то разница в картинке между монитором на 60 ГЦ и монитором на 100 ГЦ – не будет заметна!

Динамическое изменение частоты (FreeSync и G-Sync)

Сейчас в продаже есть мониторы с поддержкой технологии динамического изменения частоты обновления экрана: FreeSync (AMD) или G-Sync (nVidia). Чтобы было проще понять о чем речь – посмотрите на фото ниже: приведены два экрана, только на одном технология FreeSync включена, на другом выключена.

Сравнение картинки на мониторе – при включенной динамической регулировке частоты, и при выключенной

Суть в том, что эта технология позволяет достигать плавности движения изображения на экране при скорости рендеринга 30-60 FPS (кадров в секунду), что часто бывает в играх. К тому же, данная штука позволяет избавиться от разрывов на экране при отключенной вертикальной синхронизации.

G-Sync- технология закрытая, и совместима только с видеокартами от nVidia (минимальная частота кадров – от 30 FPS).

FreeSync – открытый стандарт VESA Adaptive-Sync под брендом AMD (будет поддерживаться любыми видеокартами). Минимальная частота кадров для FreeSync – 9 кадров/сек. В общем-то, технологии по своей работе – похожи, пока сказать, какая из них лучше, затруднительно.

Конструкция крепления и установки монитора

Обратите внимание на подставку монитора: она должна позволять поворачивать монитор влево/вправо, делать наклоны вниз/вверх, и регулировать высоту. Обычно, все современные поставки от проверенных брендов – это позволяют делать (это требование больше относится к китайским дешевым малоизвестным производителям).

Я бы еще рекомендовал проверить устойчивость подставки (аккуратно ☺). Некоторые подставки словно не держат монитор: легкое прикосновение и он может упасть.

Различные конструкции крепления и установки монитора

Видеоразъемы

Чтобы вывести изображение от вашей видеокарты на монитор, используются специальные разъемы и кабели. Их довольно много, на сегодняшний день самые популярные эти:

    VGA (D-SUB) – старый аналоговый разъем, постепенно теряет популярность. Тем не менее, встречается еще на достаточно многих мониторах;

Приятные мелочи.

Очень не лишним будет на мониторе такие штуки, как:

  1. дополнительные USB порты на корпусе монитора. Не нужно будет дополнительно покупать различные удлинители, к тому же экономят место на рабочем столе;
  2. аудио-разъемы – позволят легко и быстро подключать колонки и наушники. Также весьма удобно;
  3. встроенные колонки – с одной стороны удобно, особенно для тех, кому не нужен очень уж качественный звук (экономят место, нет лишних проводов, все компактно). Для тех, кто "меломан" – то скажу следующее: как правило, хорошую акустическую систему в монитор не встраивают, поэтому, на мой взгляд, если вам нужен качественный звук – это лишняя трата денег. Лучше выберите монитор с аудио-выходами, и к ним уже подключите хорошие колонки.

Дополнения по теме приветствуются!

Оцените статью
ПК Знаток
Добавить комментарий

Adblock
detector