Раздел описания переменных в abc pascal это

лабораторные работы и задачи по программированию и информатике, егэ по информатике

Принцип локальности

В обычном Паскале описание переменных обычно находится до тела программы:

Если программный код достаточно большой, то такой вариант инициализации переменных весьма неудобен. В Pascal abc.net переменные могут описываться внутри тела программы — между begin и end и инициализироваться при описании.

В этом состоит принцип локальности: переменная описывается непосредственно перед началом своего использования.

Внутриблочные переменные позволяют сильно уменьшить количество глобальных переменных в разделе описания.

Т.е. чем ближе к месту использования описывается некоторый программный объект, тем читабельней код и модифицируемей программа.

var n,i,p:integer; begin read(n); . p:=1; for i:=1 to n do p:=p*i; .

begin var n:integer; read(n);

ИЛИ

begin var n:=ReadInteger(‘введите n: ‘);

var p:=1; // канонический способ – тип определяется по правой части for var i:=1 to n do p:=p*i; // можно заменить на компактную форму p*=i; print (p); // write() заменяем на print() end.

Теперь этот фрагмент кода можно вырезать и перенести в функцию или в модуль. В этом и заключается модифицируемость.

var n:=ReadInteger(); var n:=ReadReal();

var a: integer; b: real; begin a := 1; writeln(‘a := 1; a = ‘,a); a += 2; // Увеличение на 2 writeln(‘a += 2; a = ‘,a); a *= 3; // Умножение на 3 writeln(‘a *= 3; a = ‘,a); writeln; b := 6; writeln(‘b := 6; b = ‘,b); r /= 2; writeln(‘b /= 2; b = ‘,b); end.

для нескольких заданных x.

begin writeln(‘Введите значение x’); var x:=ReadReal; var a:=(x-3)*(x-3)*(x-3); var y:= 5*sqr(a)-8*a+2; writeln(‘Значение функции для x = ‘, y); end.

Задача abc_net 1. Найдите расстояние между двумя точками с заданными координатами (x1,y1) и (x2,y2) на плоскости. Расстояние вычисляется по формуле:

Проверьте правильность вашей программы на следующих значениях:

Базовые типы и методы внутри стандартных типов

Для обращения к методам используется точечная нотация:

var i:integer; i. . // выпадает список методов для целочисленных i.MaxValue; i.MinValue; i.ToString;

begin var a:=1.0; var b:=0.0; print (a.MinValue); // -1.79769313486232E+308 print (a/b); // в прежних компиляторах выдается RunTime Error – исключение // в abc.net результатом будет бесконечность print(Sqrt(-1)); // результат NAN – не число

Исключение — управляемая ошибка, которую можно перехватывать и погашать.

WritelnFormat(‘f(<0>, <1>) = <2>’, a, b, c);

то нужно просто заменить a, b на , :

WritelnFormat(‘ <0>+ <1>= <1>+ <0>= <2>’, a, b, x + y)

Стандартные функции

Обмен значениями переменных происходит без использования буферной переменной:

Поиск максимального и минимального значения:

Операции целочисленного деления и остатка

То есть, число N div K показывает, сколько полных раз K «помещается внутри» N.

Число N mod K показывает, что «остаётся от N» после того, как из него «убрали» максимальное число фрагментов размером K.

Работа с отдельными цифрами числа

  • для получения сотен из трёхзначного числа, нужно вычислить частное от деления на 100;
  • для получения десятков, нужно вычислить остаток от деления на 100, а затем частное от деления на 10 (возможен другой вариант)
  • для получения единиц, нужно взять остаток от деления на 10.
  • begin var a := abs(readinteger); // модуль числа println(a div 100 + (a div 10) mod 10 + a mod 10); end.

    Читайте также:  Прошивка тв бокс x96 мини

    Приведите лог работы программы с одним из введенных чисел в форме комментария.

    Логические выражения и условный оператор

    Логические переменные и выражения

    Логическое выражение после его вычисления возвращает значение True (истина) или False (ложь).

    Логическое выражение может включать:

    • логические переменные (имеют тип: boolean );
    • логические операции ( or , and , xor , not );
    • операции сравнения чисел и числовых переменных (например, x , где x и y имеют тип real или integer).
  • Для вывода результата вычисления логического выражения может быть использован операторы write и print .
  • Если требуется проверить истинность какого-либо выражения, то эти операторы могут выводить значения True и False; достаточно написать:
  • begin var (a, b) := readinteger2; println(a > b); end.

    Чаще всего логические выражения используются внутри условного оператора, который выполненяет определённые действия в зависимости от истинности выражения:

    Короткая форма условного оператора:

    if then // выполнится, если возвращает True

    При использовании нескольких операторов в одном условии необходимы операторные скобки begin..end :

    if then begin . end

    Важно: Не следует ставить точку с запятой перед else

    begin var a := readinteger; if (a > 0) then a := a + 1 else a := a – 1; println(a); end.

    begin var x, y: integer; // аргументы функции f Write(‘Введите числа x, y: ‘); Readln(x, y); var f: integer; // записать в переменную f значение функции f(x, y) . WritelnFormat(‘f(<0>, <1>) = <2>’, x, y, f); end.

    Рассмотрим оператор на примере:

    Вводится номер единицы длины (целое число в диапазоне 1–5) и длина отрезка в этих единицах (вещественное положительное число). Найти длину отрезка в метрах.

    begin var n := readinteger(‘Введите номер единицы:’); var a := readreal(‘Введите длину в заданных единицах:’); case n of 1: a /= 10; // дециметр 2: a *= 1000; // километр 4: a /= 1000; // миллиметр 5: a /= 100; // сантиметр end; println(‘Длина в метрах:’, a); end.

    Pascal – это язык программирования.Построен подобно языкуАлгол, который в свое время ввел понятия «тип данных» и принципы структурного программирования. Название «Паскаль» – язык получил в честь известного математика Блеза Паскаля.

    Изначально Паскаль создавался как учебный язык программирования. Он должен был иметь простой синтаксис, строиться на минимальном количестве базовых понятий и уметь переводить программы в машинный код простым компилятором. Однако первая разработанная версия языка была слишком громоздкой для коротких программ. Но уже тогда он имел возможность создания больших программ с поддержкой строгой логической структуры.

    Читайте также:  Skype установить старую версию

    Система Pascal ABCпредназначена для обучения программированию на языке Паскаль и ориентирована на школьников и студентов младших курсов. Первоначальное обучение программированию должно проходить в достаточно простых и дружественных средах, в то же время эти среды должны быть близки к стандартным по возможностям языка программирования и иметь достаточно богатые и современные библиотеки стандартных подпрограмм.

    На рис. представлены окна среды Pascal АВС.

    Рис. Окна среды Pascal АВС

    Служебные слова не могут быть использованы в качестве имен.

    7. Алфавит языка. Идентификаторы и служебные слова.

    Алфавит языкаPascal ABC состоит из букв, цифр, специальных символов и неиспользуемых символов.

    К буквам относятся большие и малые буквы латинского алфавита. При этом Pascal ABC не различает одноименные большие и малые буквы, если только они не входят в символьное или строковое выражение. Буквой является также знак подчеркивания « _ ».

    К цифрам относятся арабские цифры от 0 до 9 и шестнадцатеричные цифры.

    Чтобы отличить десятичное число от шестнадцатеричного, перед последним ставят знак доллара $.

    Специальные символы включают в себя разделители, знаки пунктуации и знаки операций. Комментарием называется любая последовательность символов, заключенная в фигурные скобки: <это комментарий>. Вместо фигурных скобок можно использовать пары символов (* и *). Комментарий во время выполнения программы игнорируется. Основное назначение комментария – пояснение к тексту программы. Комментарием является также последовательность символов, стоящая после пары символов // и до конца строки.

    Идентификаторыслужат в качестве имен программ, модулей, процедур, функций, типов, переменных и констант. Идентификатором считается любая последовательность латинских букв или цифр, начинающаяся с буквы. Буквой считается также символ подчеркивания «_».

    Для оформления конструкций языка необходимы служебные слова. Список всех служебных слов языка Pascal ABC приведен ниже:

    8. Структура программы. Ввод и вывод. Форматы вывода

    Программа на языке Pascal ABC представляет собой файл с расширением .pasследующего вида:

    раздел подключения модулей

    Первая строка называется заголовком программы и не является обязательной.

    Раздел подключения модулей начинается со служебного слова uses, за которым следует список имен модулей, перечисляемых через запятую.

    Раздел описаний может включать разделы описания переменных, констант, типов, процедур и функций, которые следуют друг за другом в произвольном порядке. Раздел подключения модулей и раздел описаний могут отсутствовать.

    Операторы отделяются друг от друга символом «точка с запятой».

    Модули предназначены для разбиения текста программы на несколько файлов. В модулях описываются переменные, константы, типы, процедуры и функции. Для того чтобы эти объекты можно было использовать в вызывающем модуле (которым может быть и основная программа), следует указать имя файла модуля (без расширения .pas) в разделеuses вызывающего модуля.

    Модуль в Pascal ABC представляет собой файл со следующим содержанием:

    раздел подключения модулей

    Первая строка обязательна и называется заголовком модуля.

    Раздел описанияпеременных начинается со служебного словаvar, после которого следуют строки вида

    Имена в списке перечисляются через запятую. Например:

    Читайте также:  Чем отмыть холодильник после пожара

    Раздел описания именованных константначинается со служебного словаconst, после которого следуют строки вида

    имя константы = значение;

    имя константы: тип = значение;

    Arr: array [1..5] of integer = (1,3,5,7,9);

    Arr2: array [1..2,1..2] of real = ((1,2),(3,4));

    Выражения после знака равенства в двух последних строчках называются конструкторами констант-массивов и могут быть использованы только при описании типизированных констант.

    Раздел описания типовначинается со служебного словаtype, после которого следуют строки вида

    позволяющие программисту создавать собственные типы.

    Ввод и вывод данных. Форматы вывода.

    Для вывода в окно вывода используются стандартные процедуры writeиwriteln. Они могут вызываться как без параметров, так и со списком параметров.

    Процедура writelnпосле вывода своих параметров осуществляет переход на следующую строку.

    В процедурах вывода writeиwritelnпосле каждого выводимого значения типа может указываться формат вывода, представляющий собой двоеточие, после которого следует целое число или выражение. Это число или выражение задает ширину поля вывода, то есть количество позиций, от водимых под выводимое значение. Если длина выводимого значения меньше ширины поля вывода, то выводимый текст дополняется слева пробелами до нужной ширины; в результате выводимое значение выравнивается по правому краю. Если длина выводимого значения больше ширины поля вывода, то формат вывода игнорируется.

    Например, если a, b – целые переменные, то при выполнении операторов

    в окно вывода будет выведен следующий текст:

    Для вещественных и комплексных значений можно также использовать формат :m:n, гдеmиn– целые значения. Значениеmзадает ширину поля вывода, а значениеnколичество знаков после десятичной точки.

    (здесь символом _ изображены пробелы).

    Для ввода с клавиатуры используются стандартные процедуры readиreadln. Они могут вызываться как без параметров, так и со списком параметров. Параметры в списке перечисляются через запятую и должны быть переменными простого типа (кроме перечислимого типа и интервального типа, построенного на базе перечислимого) либо типаstring. Процедураreadlnпосле ввода пропускает данные до конца текущей строки ввода.

    №2 Раздел описания переменных в Pascal это
    1)program
    2)begin
    3)writeln
    4)read
    5)var

    №3 Начало программы в Pascal обозначается .
    1)read
    2)program
    3)begin
    4)writeln
    5)end

    №4 Какие из следующих наборов символов можно взять за переменные?
    1)writeln, readln
    2)begin, end
    3)program
    4)a, b, rez, sum
    5)integer

    №5 Любая программа обязательно заканчивается.
    1)end;
    2)end.
    3)end,
    4)end
    5)END

    №6 Оператор writeln обозначает.
    1)ввод данных
    2)вывод информации на экран
    3)начало программы
    4)завершение программы
    5)раздел описания переменных

    №7 Оператор readln обозначает.
    1)вывод информации на экран
    2)начало программы
    3)завершение программы
    4)ввод данных
    5)выбросить

    №8 Какие из следующих символов обозначают оператор присваивания?
    1)=:
    2):=
    3)=
    4):
    5)=;

    9 №Какой из следующих символов обозначает операцию умножения?
    1).
    2):
    3)+
    4)/
    5)*

    №10 Выберите правильно написанное имя программы:
    1)Primer 1
    2)Primer one
    3)Primer_1
    4)1 Primer
    5)Primer two

    №11 Выберите правильный порядок строк в программе:
    1)Write… – -Program…-Var…-Begin-End.
    2)Var…- – End. – Write… -Begin-Program…
    3)Begin- Program…-Var…- End. -Write… –
    4)Program…-Var…-Begin- – Write… – End.
    5) -Program…-Var…-Begin- Write… -End.

    Оцените статью
    ПК Знаток
    Добавить комментарий

    Adblock detector