Программист вася петечкин уволенный из за ликвидации

Цель:

1. Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;

2. Закрепление тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах).

Материально-техническая база:учебник А.Г. Важенин.- 6-е изд.-М., практикум А.Г. Важенин, наглядно-дидактический материал.

Описание работы

Задание 1

Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве и объясните свой ответ.

1) Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности.

2) Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики.

3) Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведенный на режим неполного рабочего дня.

4) Слесарь, который был уволен с предприятия «Красный богатырь из-за сокращения числа рабочих мест и, отчаявшись найти работу, прекратил ее поиски.

5) Шахтер, который по состоянию здоровья больше не может работать.

6) Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом же вузе на вечернем отделении.

7) Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать.

8) Женщина-домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье.

9) Женщина, ушедшая в декретный отпуск.

10) Женщина, ожидающая ребенка, которая уволилась с работы.

11) Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет.

Задание 2

Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.

а) Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.

б) В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.

в) Медсестра Нина Касторкина из Рязани переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.

г) Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из-за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.

Задание 3

Придумайте примеры фрикционной, структурной и циклической безработицы.

Задание 4

Внимательно прочтите материал о состоянии российского рынка труда в 90-е гг. Подумайте о причинах, которые порождают на российском рынке труда такое явление, как частичная занятость. Перечислите эти причины и кратко охарактеризуйте их.

«В целом по России в вынужденных отпусках в течение 1993 г. находилось более 4063 тыс. человек, что составило около 10% занятых в народном хозяйстве. К примеру, в Тульской области в течение 1993 г. 65 тыс. работников (7% занятых) были в административных отпусках, а 15 тыс. работали неполный рабочий день. В Карачаево-Черкесской республике, по оценкам специалистов Центра занятости, скрытая безработица составила 40-50% занятых в государственном секторе республики. В первом полугодии 1994 г. на неполный рабочий день (неделю) по инициативе администрации были переведены более 18% работников в промышленности, более 15% – на транспорте и связи, около 7% – в строительстве и более 8% – в науке и научном обслуживании. Всего в таком режиме работало 4340 тыс. занятых в этих отраслях.

В этих же отраслях 6760 тыс. человек находились в отпусках по инициативе работодателей на условиях частичного сохранения заработной платы или даже без сохранения.

Максимального уровня частичная занятость достигла на предприятиях текстильной промышленности, тракторного, сельскохозяйственного и дизельного машиностроения, электронной промышленности. В этих отраслях от 40 до 60% занятых пользовались дополнительными отпусками или были переведены на неполную рабочую неделю (день).

В 1995 г. доля занятых на условиях неполного рабочего дня (недели) на предприятиях химической и нефтехимической промышленности по сравнению с 1994 г. составила 35,6%. На предприятиях машиностроения и металлообработки удельный вес занятых на работах с неполным рабочим днем (неделей) увеличился с 18,2 до 26%, в легкой промышленности – с 16 до 27,4% и т. д. В марте в отпусках по инициативе администрации предприятий находились 55% рабочих и 36,9% служащих (преимущественно с частичной оплатой). К июню 1995 г. эти показатели достигли уже соответственно 62% и 57,2% в среднем по всем обследованным предприятиям. В металлургии же они составили соответственно 95% и 70,4%, в машиностроении – 75% и 65,5% и т. д.».

Задание 5

Назовите некоторые из государственных программ, направленных как на снижение естественного уровня безработицы, так и на смягчение последствий, которые оказывает на человека потеря работы.

Задание 6

Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве.

1) Программист Вася Петечкин, уволенный из-за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в Государственную службу занятости.

Читайте также:  Ping в текстовый файл

2) Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии.

3) Многодетная мать, работающая на полставки контролером в кинотеатре.

4) Медсестра Нина Касторкина, которая работала в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.

Практическая работа №7

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 422 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Урок экономики с использованием ИКТ:

«Безработица и её виды». 7 класс.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок – практикум.

    Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа; Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации; Практические – решение упражнений, выполнение заданий.

Цель урока: повторить структуру населения в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве; познакомить учащихся с видами безработицы и её причинами; развивать умение определять статус лица в составе населения, вид безработицы, умение решать задачи по безработице; воспитывать социальную адаптацию учащихся к жизни в современном обществе.

Оборудование:

    Приложение1. Безработица. Виды безработицы.Приложение 2. Карточки для учащихся. Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы с заданием 2 и 3 (Приложение 3и4);

«Безработица и её виды».

“Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не нашлось работы. ”

«Истинное сокровище людей – умение трудиться». Эзоп.

Необходимое оборудование и материалы:

    компьютер, проектор; презентация; карточки; учебник «Экономика» эпиграф рабочие тетради

I. Организационный момент.

Объявление темы урока и цели урока.

Учитель: Здравствуйте!

Тема нашего сегодня урока – «Безработица и её виды». Слайд 1.

Сегодня мы с вами повторим структуру населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве, познакомимся с видами безработицы и её причинами и выполним задания по этой теме.

Запишите тему урока в тетрадях.

II. Повторение изученного материала.

1.Беседа с выполнением заданий:

Учитель: В Конституции РФ в статье 37 говорится: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2.Принудительный труд запрещён». Слайд 2.

Учитель: в командной экономической системе безработица отсутствует, но может наблюдаться Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает часть своей нормальной оплаты, так как трудится неполный рабочий день.

В рыночной экономической системе безработица всегда присутствует.

Учитель: Давайте повторим понятия, которые мы изучили на том уроке. Дать понятию определение: Население страны, Рабочая сила, Занятые, Безработные, Выбывшие. Слайд 4.

Безработица положение в экономике, когда часть трудоспособного населения не может найти себе работу. Слайд 5.

Учитель: А сейчас выполним задание. Слайд 6.

Кто из перечисленных граждан является безработным?

а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности; (безработный)

б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза; (выбывший)

в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости; (безработный)

г)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности (безработный).

III. Работа над новым материалом.

1.Объяснение нового материала.

Рассказ учителя с показом слайдов.

Учитель: безработица бывает четырех видов – фрикционная, структурная, циклическая и сезонная. Слайд 7.

Каждый вид безработицы имеет свои особенности и причины.

Особенность: работу ищут уже готовые специалисты с определённым уровнем профессиональной готовности и квалификации.

Причины: 1. Неосведомлённость людей, несовершенство информации.

2. Факторы, снижающие мобильность рабочей силы.

3. Особенности национального характера и образа жизни.

Особенность: связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу.

Причины: НТП ( научно – технический прогресс).

Структурная безработица – явление естественное и неизбежное.

Особенность: общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.

Причина: низкий спрос на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах.

Связана с сезонными работами.

Например: кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

Связана с поисками и ожиданием работы.

1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.

Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).

Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.

Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

Учитель: чтобы решать задачи по этой теме мы познакомимся с формулами

Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила ) х 100%

Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила ) х 100%

ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.

Полная занятость = рабочая сила х ( 1 – ЕНБ ) Слайд 12.

IV. Закрепление материала.

1.Задание: стр. 35 -36 (устно) рабочая тетрадь 7 класс.

2.Задание. Определить тип безработицы. Приложение .

3.Задание: Нужно определить статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. ( Индивидуальные карточки. Приложение 4).

V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.

Домашнее задание: Учить виды безработицы (карточка), стр.36-37 текущий счет в тетради письменно.

Читайте также:  Как поменять местами слова в ячейке excel

Приложение . Безработица. Виды безработицы.

1. Трудоспособный возраст. 2. Отсутствие у человека постоянного заработка. 3. Доказанное стремление человека найти работу.

Выбывшие из состава рабочей силы – лица трудоспособного возраста; потенциально имеющие возможность работать, но по каким – либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, инвалиды, студенты дневных отделений.

Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила) × 100%

Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила) × 100%

ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.

Полная занятость = рабочая сила × (1 – ЕНБ)

Связана с поисками и ожиданием работы.

Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).

Вызывается спадом деловой активности в экономике страны.

Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

Закон Артура Оукена: если фактическая безработица превышает естественный её уровень на 1%, то производство сокращается на 2,5%.

Приложение . Виды безработицы.

Связана с поисками и ожиданием работы.

1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.

Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).

Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.

Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.

Приложение№3. Задания по безработице. (Савицкая . 229).

Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.

1. Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.

2. В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.

3. , которая переехала из Рязани жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.

4. В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9, 7%; в разгар « Великой депрессии» 1933 года безработица достигла 25%.

5. Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из – за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.

Задача. (Савицкая . 225).

В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых. 1. Определите численность рабочей силы в Синеглазии, уровень безработицы и уровень занятости.

2. В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0, 5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.

3. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из – за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в Синеглазии в сентябре. Задача. (Савицкая . 243).

В стране Какофонии насчитывается 76 млн. человек в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. человек не работают и не ищут работу (это – домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги).В стране Какофонии 4 млн. 600 тысяч человек безработных и 1 млн. человек работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день. Определите уровень безработицы в стране Какофонии

Приложение . Задание (, стр.221.)

Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве.

1. Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности (безработный).

2. Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики (выбившая).

3. Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня (занятый).

4. Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из – за сокращения числа рабочих мест и отчаявшись найти работу, прекративший её поиски (безработный).

5. Шахтёр, который по состоянию здоровья больше не может работать (выбивший).

6.Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом вузе на вечернем отделении (занятая).

7. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать (выбывшая).

8. Женщина – домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье (выбывшая).

9. Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск (занятая).

10. Женщина, ожидающая ребёнка, которая уволилась с работы (выбывшая).

11. Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет (не входит в состав рабочей силы).

12. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в государственную службу занятости (безработный).

13. Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии (занятый).

14. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре (занятая).

15., работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну московских поликлиник (безработная).

Читайте также:  Как поставить купленную песню на айфоне 7

Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 года составила 73 млн. человек, а к концу 1996 года – 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 1995 года составило 67 млн. человек, а на конец 1996 года – 65,9 млн. человек.

1. Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 годов.

2. Определите уровень занятости в России на конец 1995и 1996 годов.

3.Определите уровень безработицы в России на конец 1995 и 1996 годов

Урок Трудовые ресурсы" Задачи: сформировать понятия: трудовые ресурсы. экономически активное население, занятые, безработные

Анализировать статистические и картографические материалы. Формулировать проблемы, пути их решения. Составлять прогнозы

Просмотр содержимого документа
«Урок "Трудовые ресурсы"»

  • Понятия: трудоспособное население, трудовые ресурсы, экономически активное население, занятые, безработные, рынок труда
  • Выявление зависимости структуры занятости населения от уровня развития экономики
  • Умения: анализировать карты, прогнозировать, формулировать проблемные вопросы, предлагать пути решения проблем

  • трудоспособное население,
  • трудовые ресурсы,
  • экономически активное население,
  • занятые,
  • безработные,
  • рынок труда

  • Используя текст учебника на стр.16 определите статус лиц в составе населения страны

  • 1.Оля Куликова – студентка ВГУ
  • 2. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы и обратившийся в службу занятости населения
  • 3. Нина Касторкина – лаборантка кафедры экономической географии, которая учится в ВГУ на вечернем отделении
  • 4. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре
  • 5. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать
  • 6.Учащиеся 9г класса лицея естественных наук

Определите статус лиц в составе населения страны

  • 7.Лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услугдля реализации на рынке
  • 8.Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня
  • 9.Лица, работающие на семейных предприятиях;
  • 10.Женщина домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье
  • 11.Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет

  • 1.Трудовые ресурсы, ЭНАН, учащиеся
  • 2. Трудовые ресурсы, ЭАН, безработный
  • 3. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятая
  • 4. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятая
  • 5. Трудовые ресурсы, ЭНАН
  • 6. Трудовые ресурсы, ЭНАН, учащиеся
  • 7. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятые
  • 8. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятые
  • 9. Трудовые ресурсы, ЭНАН
  • 10. Трудовые ресурсы ЭАН, учащийся

  • количественные, качественные и структурные характеристики

  • Численность трудовых ресурсов (91 млн.) –62 %от численности населения
  • Экономически активное население:76.7 млн. человек или

52% от общей численности населения страны

Сформулируйте, объясните, спрогнозируйте

  • Проанализируйте предложенную диаграмму,сформулируйте зависимостьмежду уровнем развития страны и занятостью населения.
  • Объяснитеэту зависимость.
  • Спрогнозируйтена её основе изменения в структуре занятости населения России

  • Карта «Доля населения занятого в сфере услуг». стр. 17 учебника.
  • Определите районыс наиболее высокой долей занятости в сфере услуг.Объяснитеполученные результаты.
  • Сформулируйтепроблемный вопрос

  • проживающие на территории страны трудоспособные граждане,
  • не имеющие работы и заработка (трудового дохода),
  • ищущие работу и зарегистрированные в центре занятости по месту жительства;
  • готовые приступить к работе.

НАЗОВИТЕ СУБЪЕКТЫ РФ С ВЫСОКИМИ И НИЗКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЕЗРАБОТИЦЫ

  • От чего зависит уровень безработицы?

Высокий уровень безработицы

  • где большой удельный вес занимает сельское хозяйство,
  • уровень урбанизированности ниже средне российского,
  • скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения
  • Приток мигрантов
  • Низкий уровень безработицы
  • в районах нового освоения
  • В высокоразвитых районах

Уровень безработицы в % к ЭАН

  • Ингушетия – 27%
  • Чечня – 14%
  • Республика Тыва -16,8%
  • Республика Алтай 10,8%
  • Москва- 1.4%
  • Санкт – Петербург -1.6%
  • Кировская область 5.4%
  • РФ -5,2%

Профессии, востребованные на рынке труда Кировской области

  • Медсестра
  • Воспитатель детского сада
  • Инженер-технолог
  • Мастер строительных и монтажных работ
  • Инженер-конструктор
  • Врач-терапевт участковый
  • Ветеринарный врач
  • И нспектор полиции

  • Уровень естественного прироста населения;
  • Отраслевая структура хозяйства;
  • Миграции населения;
  • Скорость создания рабочих мест;
  • Новые требования к трудовым ресурсам;
  • Уровень урбанизации…

Самые востребованные профессии в России

  • Специалисты в сфере IT.
  • Инженер- проектировщик
  • Педагог
  • Юрист
  • Медики. В особенности геронтологи и специалисты, занимающиеся вопросами продолжения жизни
  • Маркетологи
  • Специалист по персоналу
  • Профессиональный рабочий –квалифицированные машинисты. Электрики. Сварщики
  • Специалист индустрии красоты: стилисты, визажисты, парикмахеры..
  • Экологи
  • Логисты
  • Химики

Востребованные профессии в мире(«Форбс»)

  • GR-менеджер-«специалист по взаимодействию с государственной системой управления»
  • Геронтологи и сиделки
  • Специалист по альтернативным источникам энергии
  • Эксперт по вопросам добычи нефти в труднодоступных месторождениях
  • Консультант по ведению бизнеса на африканском континенте

  • Журналист-блогер
  • Генетик-селекционер
  • Эксперт по развитию территорий (урбанисты, т.е. профессионалы, которые занимаются развитием городов.)
  • Специалист по абсорбции (адаптация мигрантов)

  • В макропрогнозе Минэкономразвития 2017 года, численность экономически активного населения России к 2020 году сократится на 1 млн человек,
  • а численность трудоспособного населения – на 3 млн .
  • Сформулируйте проблему. Предложите пути решения.

  • повышение пенсионного возраста
  • трудовая мобильность населения
  • развивать программы внутренней трудовой миграции
  • активно привлекать в страну специалистов из-за рубежа
  • принимать активные меры по минимизации оттока высококвалифицированных специалистов из России, создавая условия для их работы внутри страны,
  • расширять программы поддержки рождаемости, чтобы рост трудоспособного населения был не менее 2,7% в год

Оцените статью
ПК Знаток
Добавить комментарий

Adblock detector