- «Безработица и её виды».
- I. Организационный момент.
- Объявление темы урока и цели урока.
- Учитель: Здравствуйте!
- Тема нашего сегодня урока – «Безработица и её виды». Слайд 1.
- Сегодня мы с вами повторим структуру населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве, познакомимся с видами безработицы и её причинами и выполним задания по этой теме.
- V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
- Просмотр содержимого документа «Урок "Трудовые ресурсы"»
Цель:
1. Формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
2. Закрепление тем и экономических понятий на специальных задачах, раскрывающих типичные экономические ситуации (вычисления на условных примерах).
Материально-техническая база:учебник А.Г. Важенин.- 6-е изд.-М., практикум А.Г. Важенин, наглядно-дидактический материал.
Описание работы
Задание 1
Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве и объясните свой ответ.
1) Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности.
2) Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики.
3) Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведенный на режим неполного рабочего дня.
4) Слесарь, который был уволен с предприятия «Красный богатырь из-за сокращения числа рабочих мест и, отчаявшись найти работу, прекратил ее поиски.
5) Шахтер, который по состоянию здоровья больше не может работать.
6) Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом же вузе на вечернем отделении.
7) Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать.
8) Женщина-домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье.
9) Женщина, ушедшая в декретный отпуск.
10) Женщина, ожидающая ребенка, которая уволилась с работы.
11) Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет.
Задание 2
Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.
а) Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.
б) В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.
в) Медсестра Нина Касторкина из Рязани переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.
г) Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из-за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.
Задание 3
Придумайте примеры фрикционной, структурной и циклической безработицы.
Задание 4
Внимательно прочтите материал о состоянии российского рынка труда в 90-е гг. Подумайте о причинах, которые порождают на российском рынке труда такое явление, как частичная занятость. Перечислите эти причины и кратко охарактеризуйте их.
«В целом по России в вынужденных отпусках в течение 1993 г. находилось более 4063 тыс. человек, что составило около 10% занятых в народном хозяйстве. К примеру, в Тульской области в течение 1993 г. 65 тыс. работников (7% занятых) были в административных отпусках, а 15 тыс. работали неполный рабочий день. В Карачаево-Черкесской республике, по оценкам специалистов Центра занятости, скрытая безработица составила 40-50% занятых в государственном секторе республики. В первом полугодии 1994 г. на неполный рабочий день (неделю) по инициативе администрации были переведены более 18% работников в промышленности, более 15% – на транспорте и связи, около 7% – в строительстве и более 8% – в науке и научном обслуживании. Всего в таком режиме работало 4340 тыс. занятых в этих отраслях.
В этих же отраслях 6760 тыс. человек находились в отпусках по инициативе работодателей на условиях частичного сохранения заработной платы или даже без сохранения.
Максимального уровня частичная занятость достигла на предприятиях текстильной промышленности, тракторного, сельскохозяйственного и дизельного машиностроения, электронной промышленности. В этих отраслях от 40 до 60% занятых пользовались дополнительными отпусками или были переведены на неполную рабочую неделю (день).
В 1995 г. доля занятых на условиях неполного рабочего дня (недели) на предприятиях химической и нефтехимической промышленности по сравнению с 1994 г. составила 35,6%. На предприятиях машиностроения и металлообработки удельный вес занятых на работах с неполным рабочим днем (неделей) увеличился с 18,2 до 26%, в легкой промышленности – с 16 до 27,4% и т. д. В марте в отпусках по инициативе администрации предприятий находились 55% рабочих и 36,9% служащих (преимущественно с частичной оплатой). К июню 1995 г. эти показатели достигли уже соответственно 62% и 57,2% в среднем по всем обследованным предприятиям. В металлургии же они составили соответственно 95% и 70,4%, в машиностроении – 75% и 65,5% и т. д.».
Задание 5
Назовите некоторые из государственных программ, направленных как на снижение естественного уровня безработицы, так и на смягчение последствий, которые оказывает на человека потеря работы.
Задание 6
Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве.
1) Программист Вася Петечкин, уволенный из-за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в Государственную службу занятости.
2) Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии.
3) Многодетная мать, работающая на полставки контролером в кинотеатре.
4) Медсестра Нина Касторкина, которая работала в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.
Практическая работа №7
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 422 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ
Урок экономики с использованием ИКТ:
«Безработица и её виды». 7 класс.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: урок – практикум.
-
Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа; Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации; Практические – решение упражнений, выполнение заданий.
Цель урока: повторить структуру населения в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве; познакомить учащихся с видами безработицы и её причинами; развивать умение определять статус лица в составе населения, вид безработицы, умение решать задачи по безработице; воспитывать социальную адаптацию учащихся к жизни в современном обществе.
Оборудование:
-
Приложение1. Безработица. Виды безработицы.Приложение 2. Карточки для учащихся. Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы с заданием 2 и 3 (Приложение 3и4);
«Безработица и её виды».
“Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не нашлось работы. ”
«Истинное сокровище людей – умение трудиться». Эзоп.
Необходимое оборудование и материалы:
-
компьютер, проектор; презентация; карточки; учебник «Экономика» эпиграф рабочие тетради
I. Организационный момент.
Объявление темы урока и цели урока.
Учитель: Здравствуйте!
Тема нашего сегодня урока – «Безработица и её виды». Слайд 1.
Сегодня мы с вами повторим структуру населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве, познакомимся с видами безработицы и её причинами и выполним задания по этой теме.
Запишите тему урока в тетрадях.
II. Повторение изученного материала.
1.Беседа с выполнением заданий:
Учитель: В Конституции РФ в статье 37 говорится: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2.Принудительный труд запрещён». Слайд 2.
Учитель: в командной экономической системе безработица отсутствует, но может наблюдаться Неполная занятость – ситуация, при которой работник формально числится занятым, но заработной платы не получает, так как находится в вынужденном отпуске, или получает часть своей нормальной оплаты, так как трудится неполный рабочий день.
В рыночной экономической системе безработица всегда присутствует.
Учитель: Давайте повторим понятия, которые мы изучили на том уроке. Дать понятию определение: Население страны, Рабочая сила, Занятые, Безработные, Выбывшие. Слайд 4.
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения не может найти себе работу. Слайд 5.
Учитель: А сейчас выполним задание. Слайд 6.
Кто из перечисленных граждан является безработным?
а)программист, работающий мастером производственного участка на заводе, уволился по собственному желанию и ищет работу по специальности; (безработный)
б)студент, не работающий и обучающийся на дневном отделении вуза; (выбывший)
в)рабочий, уволенный в связи с ликвидацией предприятия, обратился в поисках работы в государственную службу занятости; (безработный)
г)учитель школы уволился из-за переезда на новое место жительства в другой город и ищет работу по специальности (безработный).
III. Работа над новым материалом.
1.Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с показом слайдов.
Учитель: безработица бывает четырех видов – фрикционная, структурная, циклическая и сезонная. Слайд 7.
Каждый вид безработицы имеет свои особенности и причины.
Особенность: работу ищут уже готовые специалисты с определённым уровнем профессиональной готовности и квалификации.
Причины: 1. Неосведомлённость людей, несовершенство информации.
2. Факторы, снижающие мобильность рабочей силы.
3. Особенности национального характера и образа жизни.
Особенность: связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу.
Причины: НТП ( научно – технический прогресс).
Структурная безработица – явление естественное и неизбежное.
Особенность: общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.
Причина: низкий спрос на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах.
Связана с сезонными работами.
Например: кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Связана с поисками и ожиданием работы.
1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.
Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).
Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.
Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Учитель: чтобы решать задачи по этой теме мы познакомимся с формулами
Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила ) х 100%
Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила ) х 100%
ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.
Полная занятость = рабочая сила х ( 1 – ЕНБ ) Слайд 12.
IV. Закрепление материала.
1.Задание: стр. 35 -36 (устно) рабочая тетрадь 7 класс.
2.Задание. Определить тип безработицы. Приложение .
3.Задание: Нужно определить статус лиц в составе населения страны с точки зрения их занятости в национальном хозяйстве. ( Индивидуальные карточки. Приложение 4).
V. Подведение итогов урока. Выставление отметок.
Домашнее задание: Учить виды безработицы (карточка), стр.36-37 текущий счет в тетради письменно.
Приложение . Безработица. Виды безработицы.
1. Трудоспособный возраст. 2. Отсутствие у человека постоянного заработка. 3. Доказанное стремление человека найти работу.
Выбывшие из состава рабочей силы – лица трудоспособного возраста; потенциально имеющие возможность работать, но по каким – либо причинам не работающие: учащиеся, пенсионеры, бездомные, домохозяйки, инвалиды, студенты дневных отделений.
Уровень безработицы = ( безработные : рабочая сила) × 100%
Уровень занятости = ( занятые : рабочая сила) × 100%
ЕНБ (естественная норма безработицы) = фрикционная безработица + структурная безработица.
Полная занятость = рабочая сила × (1 – ЕНБ)
Связана с поисками и ожиданием работы.
Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).
Вызывается спадом деловой активности в экономике страны.
Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Закон Артура Оукена: если фактическая безработица превышает естественный её уровень на 1%, то производство сокращается на 2,5%.
Приложение . Виды безработицы.
Связана с поисками и ожиданием работы.
1. Неосведомлённость людей о возможности найти работу по своей специальности с устраивающим уровнем оплаты. 2. Факторы, объективно снижающие мобильность рабочей силы. 3. Особенности национального характера и образа жизни.
Связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. НТП (научно – технический прогресс).
Вызывается спадом деловой активности в экономике страны. Общий экономический спад в стране. Большинство предприятий закрываются, а люди остаются без работы.
Сезонные работы. Например, кочегары, сельскохозяйственные работы, обслуживающий персонал на курортах и др.
Приложение№3. Задания по безработице. (Савицкая . 229).
Определите, к какому типу безработицы относятся следующие безработные.
1. Квалифицированный бухгалтер уволился, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации.
2. В последнее время внедрение персональных компьютеров в России сократило спрос на машинисток, а также понизился спрос на рабочую силу, занятую на предприятиях по производству пишущих машинок.
3. , которая переехала из Рязани жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну из московских поликлиник.
4. В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9, 7%; в разгар « Великой депрессии» 1933 года безработица достигла 25%.
5. Много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы из – за изобретения специальных станков для изготовления бутылок.
Задача. (Савицкая . 225).
В стране Синеглазии в августе было 10 млн. человек безработных и 90 млн. человек занятых. 1. Определите численность рабочей силы в Синеглазии, уровень безработицы и уровень занятости.
2. В сентябре этого же года из 90 млн. человек, имевших работу, было уволено 0, 5 млн. человек. При этом дополнительного найма на работу в течение сентября зарегистрировано не было. Определите численность занятых в новой ситуации.
3. В течение сентября 1 млн. человек из числа безработных прекратили поиски работы, поскольку им постоянно отказывали в рабочих местах из – за того, что они имели карие глаза. Определите численность рабочей силы, количество безработных и уровень безработицы в Синеглазии в сентябре. Задача. (Савицкая . 243).
В стране Какофонии насчитывается 76 млн. человек в трудоспособном возрасте. Из них 30 млн. человек не работают и не ищут работу (это – домохозяйки, инвалиды, пенсионеры, студенты и бездомные бродяги).В стране Какофонии 4 млн. 600 тысяч человек безработных и 1 млн. человек работники, занятые неполный рабочий день и желающие работать полный рабочий день. Определите уровень безработицы в стране Какофонии
Приложение . Задание (, стр.221.)
Определите статус лиц, перечисленных ниже, в составе населения страны с точки зрения занятости в национальном хозяйстве.
1. Работник, работавший не по специальности, уволившийся по собственному желанию и ищущий работу по специальности (безработный).
2. Оля Куликова, не работающая и являющаяся студенткой дневного отделения Высшей школы экономики (выбившая).
3. Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня (занятый).
4. Слесарь, уволенный с предприятия «Красный богатырь» из – за сокращения числа рабочих мест и отчаявшись найти работу, прекративший её поиски (безработный).
5. Шахтёр, который по состоянию здоровья больше не может работать (выбивший).
6.Катя Иванова – лаборантка кафедры экономической теории Высшей школы экономики, которая учится в этом вузе на вечернем отделении (занятая).
7. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать (выбывшая).
8. Женщина – домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье (выбывшая).
9. Женщина, ушедшая с работы в декретный отпуск (занятая).
10. Женщина, ожидающая ребёнка, которая уволилась с работы (выбывшая).
11. Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет (не входит в состав рабочей силы).
12. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы, в которой он работал, и обратившийся с просьбой о работе в государственную службу занятости (безработный).
13. Коллега Васи Петечкина, уволенный по той же причине из той же конторы и устроившийся ночным сторожем на соседнем предприятии (занятый).
14. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре (занятая).
15., работавшая в Рязани, вышла замуж за москвича, переехала жить в Москву и хочет устроиться на работу в одну московских поликлиник (безработная).
Численность экономически активного населения (рабочей силы) к концу 1995 года составила 73 млн. человек, а к концу 1996 года – 72,7 млн. человек. Количество занятых в экономике на конец 1995 года составило 67 млн. человек, а на конец 1996 года – 65,9 млн. человек.
1. Определите количество безработных в составе рабочей силы в России на конец 1995 и 1996 годов.
2. Определите уровень занятости в России на конец 1995и 1996 годов.
3.Определите уровень безработицы в России на конец 1995 и 1996 годов
Урок Трудовые ресурсы" Задачи: сформировать понятия: трудовые ресурсы. экономически активное население, занятые, безработные
Анализировать статистические и картографические материалы. Формулировать проблемы, пути их решения. Составлять прогнозы
Просмотр содержимого документа
«Урок "Трудовые ресурсы"»
- Понятия: трудоспособное население, трудовые ресурсы, экономически активное население, занятые, безработные, рынок труда
- Выявление зависимости структуры занятости населения от уровня развития экономики
- Умения: анализировать карты, прогнозировать, формулировать проблемные вопросы, предлагать пути решения проблем
- трудоспособное население,
- трудовые ресурсы,
- экономически активное население,
- занятые,
- безработные,
- рынок труда
- Используя текст учебника на стр.16 определите статус лиц в составе населения страны
- 1.Оля Куликова – студентка ВГУ
- 2. Программист Вася Петечкин, уволенный из – за ликвидации конторы и обратившийся в службу занятости населения
- 3. Нина Касторкина – лаборантка кафедры экономической географии, которая учится в ВГУ на вечернем отделении
- 4. Многодетная мать, работающая на полставки контролёром в кинотеатре
- 5. Балерина Большого театра, которая в 38 лет ушла на пенсию и больше не хочет работать
- 6.Учащиеся 9г класса лицея естественных наук
Определите статус лиц в составе населения страны
- 7.Лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услугдля реализации на рынке
- 8.Работник текстильного предприятия в городе Иваново, переведённый на режим неполного рабочего дня
- 9.Лица, работающие на семейных предприятиях;
- 10.Женщина домохозяйка, которая полностью посвятила себя дому и семье
- 11.Петя Васечкин, которому на днях исполнилось 14 лет
- 1.Трудовые ресурсы, ЭНАН, учащиеся
- 2. Трудовые ресурсы, ЭАН, безработный
- 3. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятая
- 4. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятая
- 5. Трудовые ресурсы, ЭНАН
- 6. Трудовые ресурсы, ЭНАН, учащиеся
- 7. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятые
- 8. Трудовые ресурсы, ЭАН, занятые
- 9. Трудовые ресурсы, ЭНАН
- 10. Трудовые ресурсы ЭАН, учащийся
- количественные, качественные и структурные характеристики
- Численность трудовых ресурсов (91 млн.) –62 %от численности населения
- Экономически активное население:76.7 млн. человек или
52% от общей численности населения страны
Сформулируйте, объясните, спрогнозируйте
- Проанализируйте предложенную диаграмму,сформулируйте зависимостьмежду уровнем развития страны и занятостью населения.
- Объяснитеэту зависимость.
- Спрогнозируйтена её основе изменения в структуре занятости населения России
- Карта «Доля населения занятого в сфере услуг». стр. 17 учебника.
- Определите районыс наиболее высокой долей занятости в сфере услуг.Объяснитеполученные результаты.
- Сформулируйтепроблемный вопрос
- проживающие на территории страны трудоспособные граждане,
- не имеющие работы и заработка (трудового дохода),
- ищущие работу и зарегистрированные в центре занятости по месту жительства;
- готовые приступить к работе.
НАЗОВИТЕ СУБЪЕКТЫ РФ С ВЫСОКИМИ И НИЗКИМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЕЗРАБОТИЦЫ
- От чего зависит уровень безработицы?
Высокий уровень безработицы
- где большой удельный вес занимает сельское хозяйство,
- уровень урбанизированности ниже средне российского,
- скорость создания новых рабочих мест меньше, чем скорость роста трудоспособного населения
- Приток мигрантов
- Низкий уровень безработицы
- в районах нового освоения
- В высокоразвитых районах
Уровень безработицы в % к ЭАН
- Ингушетия – 27%
- Чечня – 14%
- Республика Тыва -16,8%
- Республика Алтай 10,8%
- Москва- 1.4%
- Санкт – Петербург -1.6%
- Кировская область 5.4%
- РФ -5,2%
Профессии, востребованные на рынке труда Кировской области
- Медсестра
- Воспитатель детского сада
- Инженер-технолог
- Мастер строительных и монтажных работ
- Инженер-конструктор
- Врач-терапевт участковый
- Ветеринарный врач
- И нспектор полиции
- Уровень естественного прироста населения;
- Отраслевая структура хозяйства;
- Миграции населения;
- Скорость создания рабочих мест;
- Новые требования к трудовым ресурсам;
- Уровень урбанизации…
Самые востребованные профессии в России
- Специалисты в сфере IT.
- Инженер- проектировщик
- Педагог
- Юрист
- Медики. В особенности геронтологи и специалисты, занимающиеся вопросами продолжения жизни
- Маркетологи
- Специалист по персоналу
- Профессиональный рабочий –квалифицированные машинисты. Электрики. Сварщики
- Специалист индустрии красоты: стилисты, визажисты, парикмахеры..
- Экологи
- Логисты
- Химики
Востребованные профессии в мире(«Форбс»)
- GR-менеджер-«специалист по взаимодействию с государственной системой управления»
- Геронтологи и сиделки
- Специалист по альтернативным источникам энергии
- Эксперт по вопросам добычи нефти в труднодоступных месторождениях
- Консультант по ведению бизнеса на африканском континенте
- Журналист-блогер
- Генетик-селекционер
- Эксперт по развитию территорий (урбанисты, т.е. профессионалы, которые занимаются развитием городов.)
- Специалист по абсорбции (адаптация мигрантов)
- В макропрогнозе Минэкономразвития 2017 года, численность экономически активного населения России к 2020 году сократится на 1 млн человек,
- а численность трудоспособного населения – на 3 млн .
- Сформулируйте проблему. Предложите пути решения.
- повышение пенсионного возраста
- трудовая мобильность населения
- развивать программы внутренней трудовой миграции
- активно привлекать в страну специалистов из-за рубежа
- принимать активные меры по минимизации оттока высококвалифицированных специалистов из России, создавая условия для их работы внутри страны,
- расширять программы поддержки рождаемости, чтобы рост трудоспособного населения был не менее 2,7% в год