Почему реклама громче фильма

Вы никогда не подскакивали на диване, когда неторопливый ход какого-нибудь задушевного фильма прерывался "тетей Асей" или призывом "сникерснуть"? Наверняка бывало. И дело тут даже не в резкой смене картинок. Рекламные ролики буквально "дают по ушам" – иногда по уровню громкости они вдвое превышают весь остальной эфир. По сути это нарушение закона, но и соблюсти его, как выясняется, невозможно. "Известия" разобрались в ситуации.

– Смотрят родители телевизор вечером. и вдруг – ба-бах! – рекламная пауза. Ребенок просыпается. Я это уже знаю. Как только реклама начинается, звук убираю, – рассказал "Известиям" глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Именно возглавляемое им ведомство последние несколько лет борется за рекламную "тишину". Пока не очень успешно.

Закон "О рекламе" на первый взгляд суров и однозначен: "При трансляции рекламы уровень ее звучания, а также уровень звучания информации о последующих передачах не должны превышать средней громкости звучания программы, прерванной этой рекламой". Но что значит "средняя громкость"? А вот этот вопрос законодатели решили отдать на откуп правительственным чиновникам. "Параметры соотношения уровня звука рекламы и среднего звука прерванной ею телепрограммы или телепередачи определяются требованиями технического регламента", – написано в законе.

Этого техрегламента, без которого мы с вами будем глохнуть, не то что нет – его нет даже в планах. А значит, закон просто не может быть исполнен. Типичная российская проблема, не правда ли?

– Пять лет Министерство промышленности (именно оно отвечает за разработку техрегламентов. – "Известия") не отвечает ни на одно наше письмо по этому поводу. А мы продолжаем писать. А этот техрегламент даже в план не поставлен. Мы говорим: отдайте нам, мы соберем экспертов, сами решим, как измерять, какими приборами, какой частотой, на каком экране. Выберем какой-то эталонный образец телевизора, с которого будем снимать показания, – кипятится глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

Пока все его усилия тщетны. "Известия" попытались разобраться, в чем проблема. И выяснилось, что техрегламента нет, потому что и программ регулирования звука до сих пор нет в природе.

– Мы проводим исследования, но это длительный и дорогостоящий процесс, – рассказывает замдиректора Всероссийского научно-исследовательского института телерадиовещания Лаврентий Лишин. – Нужно ставить автоматические регуляторы громкости, но для этого нужно "влезть в канал". А если мы влезаем в канал, получается, что автоматически нарушаются авторские права создателей той самой программы, которую прерывает реклама.

Кроме того, по его словам, на руку недобросовестным рекламщикам иногда работают и сами телевизионщики. Так, в идеале между программой и рекламой должна быть пауза, которая зрителю незаметна, но для профессионала очень много значит. Теоретически именно в эту паузу и можно вклинить регулировщик звука, но, как правило, телевизионщики накладывают рекламу на программу. А значит, изменить уровень звука невозможно.

– Ладно бы реклама была ненавязчивая. Но ведь у нас как начнут рекламировать какого-нибудь артиста, так непременно орут. Зачем орать-то? Или музыку еще включат, – возмущается Лаврентий Лишин.

Но сделать пока ничего не может. Чтобы провести все исследования, нужны огромные деньги, которых нет. Есть надежда, что при переходе на цифровое вещание что-то новое придумают, но пока это дело будущего.

Рекламистам закон не прописан

Человеческое ухо – инструмент тонкий и воспринимающий звуки индивидуально. Тем не менее известно, что звуки громкостью до 20 децибел (шепот, например, "весит" 15 дБ) воспринимаются нами как тишина, комфортным уровнем звука является 45-50 дБ, а как шум воспринимается звук больше 55 дБ (например, радио средней громкости достигает уровня в 75 дБ, а бытовой пылесос – 60 дБ).

Однако наше ухо способно переносить и звук бензопилы (100 дБ), и два часа эстрадного концерта на стадионе (120 дБ), и выстрел из ружья (135 дБ). И лишь превышение болевого порога шума (140 дБ) заставит нас в ужасе заткнуть уши. Но вот длительное шумовое сопровождение – к примеру, 8 часов непрерывной музыки громкостью всего 85 дБ – уже способно повредить наш слух, причем необратимо.

Повышенный уровень звука в телерекламе режет слух по контрасту с привычным звуковым фоном телепередач. Но это вовсе не случайное повышение или, как утверждают производители рекламы, более высокое качество звукозаписи – мол, для вашего же блага. Психологи прекрасно знают, что повышенный уровень звука передаваемой информации снижает критичность ее восприятия. Но использовать это "тайное оружие" рекламистам позволяет то, что нормы звука в нашем рекламном законодательстве не прописаны.

Комментарии пользователей

Почему реклама орет так, что чиновники ее не слышат

Федеральный закон «О рекламе» прямо запрещает размещать в эфире рекламные ролики, уровень громкости в которых превышает уровень громкости основных передач. Тем не менее миллионы российских телезрителей ежедневно вынуждены вручную снижать громкость своих телевизоров, когда в эфире появляется рекламный блок. При этом рекламисты, технические специалисты телеканалов и чиновники, призванные следить за соблюдением закона, в один голос заявляют, что никакого превышения громкости на самом деле нет и потому закон никто не нарушает. Каким же образом миллионы телезрителей остаются в дураках?

Все хорошо, прекрасная маркиза

Вопрос о превышении уровня звука в рекламных роликах является самым популярным на форумах всех крупных телеканалов – пользователи не устают спрашивать, почему так происходит. Оправдания, которые приводят на телеканалах, также идентичны.

Для примера процитируем переписку между телезрителем Первого канала и ответ технического специалиста этого канала:

«Вопрос: почему в рекламных роликах звук такой громкий? Это очень раздражает.

»Ответ: отвечу как технический специалист канала, тем более вопрос поднимается часто, отвечал даже на подобный запрос своего бывшего коллеги, депутата ГД.

Согласно статьи 11 федерального закона «О рекламе», «при трансляции рекламы ее звук не может быть громче звука транслируемой программы».

По техническим регламентам, принятым в телевизионном производстве, уровень громкости звука (и основной программы, и рекламного клипа) контролируется измерителями уровня громкости по электрическому напряжению. Можете проверить самостоятельно (касается трансляции в Москве и области, в регионах зона ответственности местных рекламных агентств и передающих центров) – уровень, отображаемый измерительным прибором, подключенным к аудиовыходу приемника, на рекламе будет даже меньше: мы специально занижаем уровень громкости на рекламе для ее более комфортного «вписывания» в основную трансляцию. И все было бы здорово, если бы не особенность восприятия громкости человеческим ухом.

Не секрет, что при озвучивании рекламных роликов применяются специальные приемы, призванные обеспечить максимальную различимость звукоряда, его «доходчивость» – этот эффект достигается применением компрессоров для сжатия динамического диапазона. Если воспроизводить последовательно фонограмму кинофильма или телепередачи с рекламной фонограммой, вы непременно заметите разницу в уровне громкости, хотя по результатам измерений громкости с помощью приборов этой разницы не будет – это как раз и есть особенность «рекламных фонограмм».

Поэтому реклама будет громкой всегда и у всех. Не потому, что телеканалы и рекламисты договорились, просто таковы физика и психоакустика".

Ответ, подобный вышеприведенному, сойдет для гуманитария, но не для технически образованного телезрителя – дело в том, что уровень звука в помещениях измеряется вовсе не «напряжением на аудиовыходе приемника». Громкость связана прежде всего с таким физическим параметром звукового сигнала, как его интенсивность (т. е. звуковая энергия), чем больший уровень звукового давления (дБ) создает акустическая аппаратура, тем она громче звучит. Кроме того, существует зависимость восприятия звуковых сигналов от их спектрального состава – если звук состоит из смеси сигналов разной частоты, он сильнее воздействует на человека.

Поскольку громкость по определению является субъективным восприятием силы звука (абсолютная величина слухового ощущения конкретного человека) и складывается из нескольких факторов, то громкость в принципе нельзя измерять «напряжением на аудиовыходе приемника»!

Для измерения громкости в мире давно разработаны специальные методы так называемых субъективных экспертиз, но и без проведения этих экспертиз понятно, что если звук в рекламе имеет более широкий частотный диапазон, он будет звучать громче, чем более бедный на частоты звук.

Поэтому решить вопрос с рекламными истериками очень просто – надо лишь заставить телеканалы соблюдать закон, который требует для всех программ одинакового уровня громкости звука, а не какого-то там одинакового «напряжения на аудиовыходе приемника».

ФАС не слышит телезрителя

Чиновники Федеральной антимонопольной службы (ФАС) уже несколько лет успешно отбрехиваются от обращений телезрителей, требующих соблюдения закона «О рекламе». Последний раз ответ на такое обращение телезрителя давал заместитель начальника УФАС по Воронежской области Виталий Попов. Вот что он ответил дословно:

«Если это действительно повышение уровня звука по отношению к среднему уровню звука передачи, то это нарушение. Но зачастую мы принимаем за повышение уровня звука его „плотность“. При одной и той же громкости более „плотный“ звук кажется громче».

Итак, чиновник сам не понимает, что говорит, – ведь если звук «кажется громче», он и является более громким, потому что громкость – понятие субъективное.

Что касается чиновников ФАС в Петербурге, то ответы на аналогичные запросы наших журналистов сводились к двум вариантам: в одном случае нам жаловались, что телевизор в УФАС старенький, ничего на нем не слышно, а специальной аппаратуры нет, а в другом кивали на специалистов телеканалов, которые «опровергли утверждения о превышении уровня сигнала, поскольку зафиксировали одинаковое напряжение на аудиовыходе стандартного приемника». То есть они опять измеряют удобный для рекламистов отвлеченный параметр, но не меряют громкость звука, как требует закон.

Впрочем, не все сотрудники ФАС пошли на поводу у рекламистов – заместитель руководителя антимонопольного ведомства Андрей Кашеваров недавно даже признал факт «существования проблемы превышения уровня громкости рекламных роликов», но указал на некие «технические и финансовые трудности». Дело в том, что экспертизы уровня звука, оказывается, стоят денег (примерно 30 тысяч рублей за одно исследование), а таких деньжищ в федеральном ведомстве нет. И это при том, что за нарушение закона «О рекламе» предусмотрены серьезные штрафы, а расходы на экспертизы возмещаются в судебном порядке с проигравшей стороны, которой, несомненно, будут признаны телеканалы – в том случае, если чиновники ФАС хотя бы попытаются услышать мольбы российских телезрителей.

Увы, они нас не слышат – наверное, реклама все-таки здорово бьет по ушам.

Да уж, реклама вообще бесит, так ещё и со звуком мудрят!

Я мирно дремал на диване у телевизора. Шел «Служебный роман». Фрейндлих еще не допела песню про природу, как после рекламной отбивки белый ведущий истошно завопил: «Вы все кипятите? Тогда мы идем к вам!»

Тут же из кухни откликнулась жена:

– Ты что, совсем там оглох! А ну сделай потише!

Я судорожно искал пульт, который, как назло, завалился за диван. Назревал очередной рекламный скандал. Мало того что от постоянных переключений я ежемесячно меняю батарейки в пульте, ежевечерне мы ругаемся с женой по поводу уровня громкости нашего старенького телевизора.

– Так больше жить нельзя! – с трудом перекрикивала рекламу жена. – Я выброшу этот чертов «ящик» с балкона! Будем слушать радио!

– Я же не виноват, что они рекламу для глухих выпускают!

– Ты журналист, вот и разберись с этим безобразием!

И я сел писать этот материал.

А мне все кажется.

Что самое ценное в квартире горожанина? Чтобы в кране текла чистая вода? Чтобы за окном был чистый воздух? Нет! Тишина! Вспомните, какую оскомину набивает ремонт над вами. А вечеринка с диско-танцами за стеной? А звук отбойного молотка на улице? Конечно, от всего от этого существует защита. На стену можно повесить ковер, потолок украсить звукопоглощающей плиткой, а окна заменить на тройные стеклопакеты. А как укротить рекламу, которая бьет прямо из телевизора похлеще отбойного молотка? Сидеть в засаде и при первых звуках отбивки переключаться на другой канал? Это уже не отдых перед голубым экраном, а настоящее сафари.

Понять эту игру несложно: во время рекламной паузы большинство телезрителей идет на кухню поставить чай или, наоборот, справить нужду. Вот звук и становится громче, чтобы даже под журчание сливного бачка можно было расслышать, кто лучше убивает микробы.

Но ведь существует федеральный закон, который четко прописывает, что уровень громкости рекламных блоков не должен превышать уровень остального вещания. И я обратился непосредственно к телевизионщикам. Вот что мне рассказал директор общественных связей Первого канала Игорь БУРЕНКОВ :

– Уровень громкости рекламных блоков на канале не выставляется. Мы получаем уже готовый продукт от нашего рекламного агентства – компании «Видео Интернэшнл», который и ставим в эфир. Хочу заметить, что рекламные ролики изготовляются по допустимым законом стандартам, в том числе и по уровню громкости. Впечатление о том, что уровень звука в рекламе громче, чем, например, в старом советском художественном фильме, современном сериале или документальном кино, создается оттого, что звук был записан в другое время, на другой аппаратуре и в другом формате. Ведь есть определенные параметры громкости звука, которые четко определены законом. Звук в кинокартине может идти на нижней границе этого коридора, а звук рекламы – всегда на верхней. В любом случае наш канал не нарушал и не нарушает закон.

Почти слово в слово мне повторили то же самое и на втором канале, и на третьем. Может, мне и моей жене просто кажется, что реклама играет громче не только во время художественных фильмов, но и во время сериалов, ток-шоу и другой современной телепродукции?

Точечные замеры

И тогда я обратился в компанию «Независимая экологическая экспертиза ЭКОСТАНДАРТ». Развеять мои сомнения и кажущиеся страхи согласился старший специалист технического отдела Михаил Серов . Он подъехал прямо в редакцию с приборами, прикрутил особо чувствительный микрофончик к коробочке со стрелками, и мы уселись перед редакционным телевизором.

Цель эксперимента была проста, как рекламный ролик МТС: зафиксировать разность громкости между рекламой и основной передачей. Причем сам телевизор работал на половинной громкости. На часах было 18.30 – самый-самый прайм-тайм. Основная масса ничего не подозревающих о нашем опыте телезрителей уже вернулась с работы и, заварив чайку, устроилась перед экранами.

Первым был Первый. Шло ток-шоу Андрея Малахова .

– Не могу! Прибор зашкаливает! – взмолился специалист Миша.

Но тут художественная часть программы прервалась на демонстрацию отрывка из фильма «А зори здесь тихие».

– Возьмем художественный фильм за ноль! – не растерялся Миша.

Сразу после отрывка началась долгожданная реклама. Прибор беспристрастно фиксировал превышение уровня звука. Моющее средство – +4 Дб. Майонез – +3 Дб. Стиральный порошок – +5 Дб. Хотя телевизор орал благим матом, цифры не впечатляли.

– Децибелы – величина относительная. Увеличение громкости на 20 Дб говорит об увеличении самой величины в 100 раз! – обнадежил меня специалист.

Теперь оставалось замерить звук основной программы. За этим дело не стало. Реклама закончилась, и вновь на сцену вышел Малахов. Честное слово, с точки зрения экологии лучше бы он этого не делал! Его выход сопровождался скачком звука в 7 Дб! Малахов со своими героями шумел больше самой громкой рекламы на канале. Впору переименовывать программу из «Пусть говорят» в «Пусть поорут»!

Российский канал тоже не отличался ровностью звука. Стиральный порошок – +9. Кредитная карта – +6.

Ren TV удивило. Реклама лекарства вышла в ноль, реклама молочных продуктов – +2, зато «Анонс выпуска новостей» – +4!

В результате эксперимента мы отсмотрели 10 каналов, которые принимал наш телевизор. Выяснили, что самым тихим по рекламе оказался ТНТ, но он же самый громкий по собственным анонсам – +9. А чемпионом можно считать MTV. Здесь бывали скачки до 10 Дб. Самой громкой оказалась реклама стиральных порошков, женских прокладок и телефонов. Самой тихой – лекарств и соков.

Когда специалист Миша уже сматывал микрофоны, он вдруг увидел инструкцию к телевизору. Раскрыв ее на последней странице, он воскликнул:

– Теперь все понятно! В ваш телевизор встроена функция усреднения уровня громкости. Короче, электроника сама выравнивает уровень звучания. То-то я смотрю, показания какие-то скромные!

Но даже с умной электроникой наши «победители» превысили громкость в 50 раз! А что будет с обыкновенным телевизором, где нет электронного фильтра? Да он просто развалится на части!

Кто отвечает за громкость?

Теперь я убедился, что повод для опасений есть. Но где установлена та самая кнопка, которая делает звук рекламы громче? Если верить телевизионному начальству, то повышенный звук «вылетает» из компании «Видео Интернэшнл», которая поставляет готовые рекламные блоки. Полдня я потратил, чтобы дозвониться до нужного человека. Поначалу никто не хотел брать на себя ответственность для заявления в прессе. Наконец штатный юрист одного из подразделений компании Сергей Иванов грамотно ответил на все мои вопросы.

– Каналы сами регулируют громкость звука. Мы здесь ни при чем. Наша реклама записывается на современных носителях по мировым стандартам, – объяснил Иванов.

Опять двадцать пять! Так кто же делает рекламу громче?

– Поймите, – уже доверительно продолжил юрист, – мы сами не заинтересованы, чтобы наша реклама вызывала негативные эмоции у потребителя. Могу только предположить, что каналы делают звук не громче, а. тише на основную программу. Больше я вам ничего не скажу.

Вот оно что! Но от перемены децибелов долбежка на уши не меняется. Получается, что и закон соблюден (реклама не громче установленного уровня), и реклама выделяется (основная передача тише рекламного блока). Интересно, а что на самом деле говорит закон по этому поводу?

Депутат Госдумы Владимир Мединский был одним из разработчиков Закона о рекламе. Рассуждения о том, что должно быть тише, а что громче, просто возмутили его:

– В нашем законе четко прописано, что уровень громкости рекламы должен быть таким же, как и основной программы. Ни больше ни меньше! Закон вступил в силу на всей территории Российской Федерации с 1 июля 2006 года. Я часто смотрю телевизор и замечаю, что закон грубо нарушается. Мы неоднократно обращались в Федеральную антимонопольную службу, которая должна следить за нормами законности. Знаете, что они каждый раз отвечают? У них нет специального оборудования, чтобы отслеживать уровень громкости на телеканалах! Но ваша газета ведь смогла провести эти замеры? Ну хорошо, а секундомер у них есть? В законе четко прописано, что в течение часа рекламы должно быть не более 20%. Я сам на днях засекал время рекламы. Оно превышает отведенные рамки почти на всех федеральных каналах!

Вот так – закон есть. Есть и служба, которая должна следить за его исполнением. Но миллионы телезрителей продолжают судорожно давить на кнопки во время рекламной паузы. Между прочим, все эти всплески звука серьезно влияют на наше здоровье. И поэтому прошу, нет, требую прокуратуру разобраться, кто же крутит регуляторы громкости в телевизионной отрасли и почему вот уже полгода все это сходит с рук контролирующей организации!

КОММЕНТАРИЙ ВРАЧА

Член-корреспондент Российской академии медицинских наук, заведующий лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И. П. Павлова Российской академии наук Яков АЛЬТМАН:

– Скачки звука во время рекламных пауз действуют на наш организм крайне отрицательно! Нормальный человек в течение дня слышит звуки, громкость которых обычно не превышает 40 Дб (исключение – шумное производство, метро, самолет). Это наиболее комфортный уровень для нашего слухового аппарата. И вот человек присел у телевизора и инстинктивно выставляет этот комфортный уровень громкости на телеприемнике. А во время рекламной паузы, по нашим наблюдениям, звук резко возрастает на 20 – 30 Дб! В день современный человек смотрит телевизор 3 – 4 часа. За это время 10 – 15 раз программа прерывается рекламой. Эти скачки отрицательно действуют на органы слуха, возбуждают мозговые структуры. Все это ведет к прогрессирующей потере слуха и невротическим состояниям (тревоге, депрессии, быстрой утомляемости), а также к сосудистому дисбалансу и гипертонии.

ЧТО И КАК ЗВУЧИТ

Звуки леса – 30 Дб.Разговор на тихой улице – 65 Дб.Прибытие поезда в метро – 97 Дб.Болевой порог – 120 Дб.Громкость телевизора на среднем уровне – 75 Дб.Самая громкая реклама – 105 Дб (по данным врача Якова Альтмана ).Самая тихая реклама – 78 Дб (по замерам журналистов « КП »).

Каждые дополнительные 10 Дб повышают артериальное давление на 2 мм рт. ст ., на 10% риск инсульта и на 5% риск коронарных заболеваний.

А КАК У НИХ?

На большинстве американских и европейских кабельных каналов уровень громкости рекламы значительно ниже, чем уровень основной программы. В этом можно убедиться, включив спутниковое телевидение. Для особо чувствительных к рекламе телезрителей разработаны специальные приставки, которые в рекламной паузе автоматически переключают канал или делают громкость приемника ниже на 20 Дб.

Оцените статью
ПК Знаток
Добавить комментарий

Adblock detector