- Содержание
- Формы предварительного расследования [ править | править код ]
- Задачи предварительного расследования [ править | править код ]
- Органы предварительного следствия [ править | править код ]
- Место производства предварительного расследования [ править | править код ]
- Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заводнова С. В.
- Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Заводнова С. В.
- Authorities of the investigator during the inquiry
- Текст научной работы на тему «Полномочия следователя при производстве дознания»
Предварительное расследование — это стадия уголовного процесса, следующая за стадией возбуждения уголовного дела. [1] Органы предварительного расследования обязаны выяснить обстоятельства совершённого преступления: личность обвиняемого; степень его вины; мотив преступления; размер причиненного ущерба; причины и условия, способствующие совершению преступления и др. Установление названных обстоятельств и их оценка являются предварительными, поскольку лицо в соответствии со ст.49 Конституции РФ может быть признано виновным только вступившим в законную силу приговором суда. [2]
Содержание
Формы предварительного расследования [ править | править код ]
Частью 1 ст. 150 УПК РФ определяется, что предварительное расследование производится в одной из двух форм — предварительного следствия, дознания. [3]
Дознание имеет упрощенную по сравнению с предварительным следствием процедуру и применяется для менее тяжких преступлений. Та же 150-я статья УПК устанавливает правила, по которым выбирается одна из этих форм. В частности, 3-я часть этой статьи задает список преступлений (путём перечисления соответствующих статей УК РФ), расследование которых, как правило, производится в форме дознания.
Задачи предварительного расследования [ править | править код ]
- быстрое и полное раскрытие преступления
- изобличение виновных путём сбора достаточного количества доказательств
- выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления
- принятие мер по обеспечению возмещения материального ущерба (розыск и изъятие похищенного и т. д.)
Органы предварительного следствия [ править | править код ]
Уголовно-процессуальный кодекс РФ относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел и органов Федеральной службы безопасности. [1] . Согласно последним изменениям в Уголовно-процессуальном Кодексе (16.07.08 и ранее), из компетенции прокурора изъяты:
- задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения,
- избрание меры пресечения,
- осуществление уголовного преследования (ст. 21 УПК),
- прекращение уголовного дела в связи с примирением (ст. 25 УПК),
- прекращение уголовного дела в связи с деятельным раскаянием (ст. 28);
кроме того, внимательно ознакомьтесь с гл. 6 УПК. [4]
Таким образом, прокурор, в результате реформы 2007 г., перестал быть субъектом, осуществляющим производство предварительного расследования. Тем не менее, в ряде стран континентальной Европы прокурор до сих пор сохраняет данную функцию. Так, в ФРГ прокуратура расследует самые разные уголовные дела. В основном, это дела об экономических преступлениях, о самых тяжких преступлениях и вызвавшие общественный резонанс дела. Кроме того, немецкий прокурор для помощи в производстве следственных действий может задействовать некое «орудие» («Verlängerter Arm der Staatsanwaltschaft») — «лицо, привлекаемое прокуратурой для производства дознания».
К общим условиям предварительного расследования относятся: «формы предварительного расследования; подследственность; место производства предварительного расследования; соединение уголовных дел; выделение уголовного дела; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; начало производства предварительного расследования; производство неотложных следственных действий; окончание предварительного расследования; обязательность рассмотрения ходатайства; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования» (гл. 21 УПК). [2]
Общая характеристика дел, подследственных следователям следственного комитета РФ, включает: убийства; изнасилования; похищение человека; контрабанду; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.
Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления. [1]
Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления. [1]
Место производства предварительного расследования [ править | править код ]
Общим условием предварительного расследования является место производства предварительного расследования. В соответствии со ст. 152 ч. 1 УПК, предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Им может быть место происшествия — дом, квартира, улица, дорога, местность и т. п., населенный пункт, район, область, на территории которых произошло событие преступления. [5]
Предварительное расследование может проводиться по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК), месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 3 ст. 152), местонахождению обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152). [5]
Местом производства предварительного расследования считается также учреждение, в котором работает следователь или дознаватель, их рабочее место.
Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заводнова С. В.
В статье на основе анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правоприменительной практики рассмотрены обязанности следователя в уголовном процессе при производстве им предварительного расследования в форме дознания , а также обязанности руководителя следственного органа и прокурора при осуществлении процессуального контроля за деятельностью следователя при производстве дознания .
Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Заводнова С. В.
Authorities of the investigator during the inquiry
Basing on the analysis of the rules of Criminal Procedure Code of the Russian Federation and law enforcement practice, the duties of investigator in criminal procedure during the inquiry are cons >procedural control over the activities of investigator during the inquiry .
Текст научной работы на тему «Полномочия следователя при производстве дознания»
ПОЛНОМОЧИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДОЗНАНИЯ С.В.Заводнова
(юрисконсульт правового отдела УМВД России по Тюменской области;
В статье на основе анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, правоприменительной практики рассмотрены обязанности следователя в уголовном процессе при производстве им предварительного расследования в форме дознания, а также обязанности руководителя следственного органа и прокурора при осуществлении процессуального контроля за деятельностью следователя при производстве дознания.
Ключевые слова: начальник органа дознания, дознание, полномочия, обязанность, процессуальный контроль.
В соответствии с п. 8 ст. 5 УПК РФ дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно.
В УПК РФ предусмотрено производство дознания следователями двух федеральных органов исполнительной власти. Согласно пп. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание производится следователями Следственного комитета Российской Федерации (далее – СК России) – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 151 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1
ч. 2 ст. 150 УПК РФ; следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – ФСКН России) – по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст.ст. 228.2, 228.3, ч. 1 ст. 230, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 232, ст. 233, чч. 1 и 4 ст. 234 и чч. 1 и 3 ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Следователи СК России осуществляют производство дознания по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, перечисленными в ст. 447 УПК РФ, а также должностными лицами, перечисленными в подпункте «в» ч. 1 ст. 151 УПК РФ. Следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ наделены полномочиями по производству дознания по всем уголовным делам о преступлениях, под-
следственным дознавателям этих органов. Конкретные случаи производства дознания следователями ФСКН России не известны и в УПК РФ не закреплены. Отсутствие конкретных случаев производства дознания следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и информации об их полномочиях при этом отмечено и некоторыми учеными [1].
Составы преступлений, подследственных органам ФСКН России (дознавателям), имеют альтернативную подследственность и могут расследоваться как следователями, так и дознавателями ФСКН России. Следует согласиться с С.В. Супрун, что «в п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ законодатель фактически закрепил неизвестный ранее уголовному судопроизводству альтернативный вид подследственности по делам, предварительное следствие по которым не обязательно.
Альтернативный вид подследственности реализуется в досудебном производстве не между органами дознания, наделенными одинаковыми полномочиями в части подследственности по расследованию преступлений небольшой и средней тяжести, предварительное следствие по которым не обязательно, а между органами предварительного следствия и дознания одного ведомства – ФСКН России. В рамках этого альтернативного вида подследственности действует правило: кто первым из органов предварительного расследования органов по контролю за оборотом наркотических
Юридическая наука и правоохранительная практика средств и психотропных веществ выявил преступление, подследственное органу дознания ФСКН России, тот и проводит его расследование» [2].
Однако в правоприменительной практике (например, в УФСКН России по Тюменской области, СУ СК России по Тюменской области) случаи производства следователями ФСКН России, СК России предварительного расследования именно в форме дознания отсутствуют. На практике следователь ФСКН России возбуждает уголовное дело, подследственное дознавателям ФСКН России, и производит предварительное расследование как должностное лицо с процессуальным статусом следователя в сроки и в порядке, установленном для предварительного следствия, и с составлением обвинительного заключения, а не обвинительного акта. Подобные факты имеют место в связи с тем, что в УПК РФ не конкретизированы полномочия следователя, а также порядок его процессуальной деятельности по производству дознания и полномочия (обязанности) руководителя следственного органа при осуществлении процессуального контроля за производством дознания следователем ФСКН России, СК России. Остаются нерешенными такие вопросы при производстве дознания следователем: кто утверждает обвинительный акт, составленный следователем по результатам производства дознания; кто дает согласие на применение мер пресечения, применяемых по судебному решению; кто продлевает срок проверки сообщения о преступлении, и т.д.
Из буквального толкования УПК РФ следует, что если следователи СК России и ФСКН России возбуждают уголовное дело и осуществляют предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, подследственным органам дознания, то оно должно осуществляться в порядке, предусмотренном для производства дознания. Предварительное следствие может быть произведено по таким делам только по письменному указанию прокурора (ч. 4 ст. 150 УПК РФ).
Мы поддерживаем точку зрения ученых, которые считают, что по результатам
производства дознания следователь составляет обвинительный акт, который должен утверждаться руководителем следственного органа [3, с. 17; 4, с. 17].
B.В. Горюнов отмечает: «некоторые правоприменители полагают, что по окончании производства по уголовному делу, расследованному следователем в форме дознания, должно составляться обвинительное заключение, а не обвинительный акт, так как согласно ч. 1 ст. 225 УПК обвинительный акт составляется дознавателем. Такая позиция представляется необоснованной, поскольку осуществление расследования следователем в этом случае не влечет изменения самой процедуры дознания, которая в соответствии с нормой закона заканчивается составлением обвинительного акта» [4, с. 17].
Действительно, главой 32 УПК РФ для производства дознания установлен определенный порядок и, несмотря на то, что дознаватель и следователь имеют различные процессуальные статусы, законодатель, возлагая на следователя полномочия по производству дознания, не меняет порядок его производства. Если следователь СК России, ФСКН России возбудил уголовное дело, подследственное органу дознания, то он обязан произвести по нему предварительное расследование именно в форме дознания. В связи с неоднозначным толкованием правоприменителями норм УПК РФ в части порядка производства дознания следователями ФСКН, СК России нормы УПК РФ нуждаются в совершенствовании. Однако в случае наделения следователя полномочиями по производству дознания его процессуальный статус меняться не должен.
C.В. Супрун пишет: «Полномочия следователя по производству дознания гл. 32 УПК РФ вообще не урегулированы. Этот пробел уголовно-процессуального законодательства ограничивает компетенцию следователя ФСКН России в части подследственности и производства дознания по делам, предварительное следствие по которым не обязательно» [2]. Ученый предлагает совершенствование действующего уголовно-процессуального зако-
нодательства, регламентирующего подследственность и полномочия следователя ФСКН России по производству дознания, в двух направлениях. «Первое направление – это предоставление следователю конкретных прав по производству дознания. В частности, гл. 32 “Дознание” УПК РФ, должна быть дополнена понятием “следователь”, а его полномочия по расследованию преступлений, предварительное следствие по которым не обязательно, – согласованы с процессуальным статусом следователя, закрепленным в ст. 38 УПК РФ.
Дополнение гл. 32 “Дознание” УПК РФ новым субъектом предварительного расследования – следователем и наделение его конкретными полномочиями по производству дознания позволят сформировать общую уголовно-процессуальную компетенцию следователя ФСКН России в досудебном производстве. В этом случае форма предварительного расследования преступлений небольшой и средней тяжести, подследственных органу дознания ФСКН России, будет адаптирована к процессуальной самостоятельности следователя.
Второе направление – это лишение следователя ФСКН России подследственности по производству дознания, что представляется, на наш взгляд, наиболее правильным» [2].
Ученые высказываются в пользу устранения из УПК РФ нормы, позволяющей следователю производить дознание [5, с. 39; 6, с. 11; 7, с. 13]. В.А. Семенцов,
О.А. Науменко говорят о том, что производство по уголовным делам в отношении судьи, прокурора, следователя, адвоката и других лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, должно осуществляться в форме следствия, а не дознания [1].
В целом, не оспаривая точку зрения ученых об исключении из УПК РФ нормы, определяющей следователя в качестве субъекта производства дознания, полагаем, что это может повлечь за собой нарушение прав обвиняемого, потерпевшего на расследование уголовного дела в более сокращенные сроки, а также лишение возможности подозреваемого на заявление
ходатайства о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме.
Кроме того, следует заметить, что в состав территориальных органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ входят межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не во всех из которых имеются штатные должности дознавателей. В указанном случае на практике предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, подследственных органу дознания (дознавателю ФСКН) также осуществляется следователем межрайонного (городского) органа ФСКН.
Поэтому полагаем, что наделение следователя обязанностью по производству предварительного расследования в форме дознания возможно, но лишь с сохранением его процессуального статуса следователя.
С.В. Супрун не уточняет, какими конкретно полномочиями следует наделить следователя при производстве дознания. Полагаем, что полномочия следователя по производству дознания должны быть урегулированы не только в главе 32 УПК РФ, но и в статье УПК РФ, закрепляющей его процессуальный статус.
В УПК РФ отсутствует не только определение полномочий (обязанностей) следователей указанных выше ведомств при производстве ими дознания, руководителей следственных органов, но и полномочий прокурора, его правоотношений со следователем при производстве последним дознания. Об отсутствии систематического закрепления обязанностей прокурора в УПК РФ автор настоящей статьи уже поднимал вопрос [8, с. 79].
Часть 6 ст. 223 УПК РФ предусматривает, что возобновление приостановленного дознания либо продление срока дознания по уголовным делам, находящимся в производстве следователя СК России, осуществляется соответствующим руководителем следственного органа СК России. В указанной норме не называется руководитель следственного органа ФСКН России.
«Особенность статуса следователя заключается в том, что ему, в отличие от дознавателя, прокурор (по общему правилу) не вправе давать обязательные для исполнения указания. Отношения “прокурор
– следователь” являются сугубо надзорными, в то время как отношениям “прокурор
– дознаватель” свойственны некоторые контрольные элементы, и прокурор в какой-то степени осуществляет процессуальный контроль за деятельностью дознавателя. переход следователя из одной формы предварительного расследования в другую по конкретному уголовному делу не влияет на его независимость и не колеблет общей системы взаимоотношений “прокурор
– следователь”, установленной уголовнопроцессуальным законодательством» [4, с. 17, 18].
Действительно, считаем, что нет оснований для осуществления прокурором процессуального контроля за производством дознания, если дознание производится следователем ФСКН России или СК России. Все полномочия по осуществлению процессуального контроля должны быть возложены на руководителя следственного органа. Соответственно, руководитель следственного органа будет обладать некоторыми полномочиями начальника органа дознания (утверждать обвинительный акт) и полномочиями прокурора по осуществлению процессуального контроля за производством дознания.
В УПК РФ необходимо также урегулировать полномочия (права и обязанности) прокурора при поступлении к нему уголовного дела от следователя с обвинительным актом. Полномочия прокурора по рассмотрению и принятию решений по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, содержатся в ст. 226 УПК РФ. Однако указанные полномочия не согласуются с процессуальным статусом следователя в случае производства им дознания. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 221 УПК РФ постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия может быть обжаловано им вышестоящему прокурору (п. 5 ч. 1 ст. 38 УПК РФ).
Обжалование следователем, дознавателем (ст. 226 УПК РФ) возвращения уголовного дела прокурором для производства дополнительного дознания не предусмотрено, что отмечают и некоторые ученые [4, с. 18].
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 226 УПК РФ прокурор вправе возвратить уголовное дело для производства дополнительного дознания и установить срок для его производства. Срок для производства дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа (ч. 6 ст. 162 УПК РФ). При рассмотрении уголовного дела с обвинительным актом прокурор вправе (а в некоторых случаях и обязан) прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст.ст. 24-28 УПК РФ, но в том случае, если дознание производилось дознавателем. Может (должен) ли прокурор прекратить уголовное дело при рассмотрении уголовного дела с обвинительным актом (п. 3 ч. 1 ст. 226 УПК РФ), если дознание было произведено следователем?
При утверждении обвинительного акта, составленного дознавателем, прокурор вправе своим постановлением исключить из него отдельные пункты обвинения либо переквалифицировать обвинение на менее тяжкое. При утверждении обвинительного заключения таких полномочий у прокурора не предусмотрено. Таким образом, следует регламентировать порядок процессуальной деятельности, полномочия прокурора при рассмотрении им уголовного дела с обвинительным актом, составленным следователем по результатам производства дознания в случаях, предусмотренных пп. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
В УПК РФ необходимо закрепить отличный порядок (от порядка, предусмотренного ст. 226 УПК РФ) рассмотрения и принятия решений прокурором по уголовному делу с обвинительным актом, составленным следователем по результатам производства дознания.
Итак, в целях упорядочения деятельности следователей ФСКН России, СК России при производстве ими дознания, прокурора и руководителя следственного
органа предлагаем следующие изменения в УПК РФ:
1. Часть 2 статьи 38 УПК РФ дополнить пунктом 5.1 следующего содержания: «в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 части 3 статьи 151 настоящего Кодекса, осуществлять производство дознания в порядке, установленном главами 32, 32.1 настоящего Кодекса, обладая при этом полномочиями, предусмотренными частью 2 настоящей статьи».
2. Статью 39 УПК РФ дополнить следующим образом:
часть 1 ст. 39 – пунктом 11.1 следующего содержания: «утверждать обвинительный акт, обвинительное постановление, составленные следователем»;
частью 2.1 следующего содержания: «Полномочиями руководителя следственного органа, предусмотренными пунктами 1-11 части 1 настоящей статьи, обладают также руководители следственного органа Следственного комитета Российской Федерации и органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ при производстве следователями указанных ведомств дознания по основаниям, предусмотренным пунктами 7, 8 части 3 статьи 151 настоящего Кодекса».
3. Часть 4 статьи 225 УПК РФ после слов «начальником органа дознания» дополнить словами «обвинительный акт, составленный следователем, утверждается руководителем следственного органа».
4. Часть 2 статьи 226.7 после слов «начальником органа дознания» дополнить словами «обвинительное постановление, составленное следователем, утверждается руководителем следственного органа».
5. Часть 6 статьи 223 УПК РФ после слов «следователя Следственного комитета Российской Федерации» дополнить словами «следователя органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», после слов «руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации» дополнить словами «органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
6. УПК РФ дополнить статьей 225.1, в которой регламентировать полномочия прокурора по принятию решений по обвинительному акту, составленному следователем:
«Статья 225.1. Решение прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, составленным следователем
1. Прокурор рассматривает уголовное дело, поступившее с обвинительным актом, и в течение 2 суток принимает по нему одно из следующих решений:
1) об утверждении обвинительного акта и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела для производства дополнительного дознания либо пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 настоящего Кодекса со своими письменными указаниями, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых.
Срок для производства дополнительного дознания устанавливается руководителем следственного органа не более 10 суток, а для пересоставления обвинительного акта – не более 3 суток. Дальнейшее продление срока дознания осуществляется на общих основаниях и в порядке, предусмотренном частью шестой статьи 223 настоящего Кодекса;
3) о вынесении постановления об установлении обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 24, пунктом 1 части 1 статьи 27 настоящего Кодекса, и направлении уголовного дела руководителю следственного органа для принятия решения о прекращении уголовного дела;
4) о направлении уголовного дела для производства предварительного следствия.
2. Установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса, прокурор при наличии основа-
Юридическая наука и правоохранительная практика ний возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.
3. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано следователем в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору. Вышестоящий прокурор в течение 5 суток принимает одно из решений, предусмотренных частью 5 статьи 221 настоящего Кодекса.
4. Копия обвинительного акта с приложениями вручается обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном статьей 222 настоящего Кодекса».
1. Семенцов В.А., Науменко О.А. Проблемы совершенствования дознания как формы предварительного расследования // Общество и право. 2011. № 4.
2. Супрун С.В. Подследственность следователя органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по производству дознания // Наркоконтроль. 2010. № 3.
3. Бессонов А.А. Некоторые пробелы действующего уголовно-процессуального законодательства, препятствующие эффективному предварительному расследованию // Российский следователь. 2008. № 16.
4. Горюнов В.В. Дознание по правилам следствия // Законность. 2012. № 6.
5. Быков В.М. Актуальные проблемы уголовного судопроизводства. Казань, 2008.
6. Осипов А.А. О субъектах, осуществляющих предварительное расследование в форме дознания по действующему уголовно-процессуальному законодательству РФ // Российский следователь. 2009. № 11.
7. Мичурина О.В. Концепция дознания в уголовном процессе Российской Федерации и проблемы ее реализации в органах внутренних дел: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2008. 581 с.
8. Заводнова С.В. Обязанности прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 4 (14).
Предварительное расследование — это урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность, в ходе которой следователь (дознаватель) собирают доказательства виновности лица (лиц) в совершении преступлений, принимают меры по возмещению причиненного вреда и готовят материалы уголовного дела для дальнейшей передачи прокурору и в суд.
Начинается предварительное расследование с вынесения постановления о возбуждении уголовного дела и заканчивается, как правило, направлением уголовного дела прокурору с обвинительным заключением (обвинительным актом или обвинительным постановлением). Прокурор, проверив уголовное дело на предмет соблюдения следователем (дознавателем) норм уголовного и уголовно-процессуального права, передает его в суд для дальнейшего судебного разбирательства.
Расследование называется предварительным, потому что предшествует судебному разбирательству, и все выводы, сделанные при его производстве, о виновности и доказанности виновности лица в совершении преступления не являются для суда обязательными. Предварительное расследование иногда называют досудебным производством.
В соответствии с УПК предварительное расследование может проводиться в форме предварительного следствия или дознания.
Предварительное следствие обязательно по уголовным делам, возбужденным в результате:
- — совершения тяжких и особо тяжких преступлений;
- — совершения уголовно наказуемых деяний лицами, которых судебнопсихиатрическая экспертиза признала невменяемыми;
- — участия в производстве по уголовному делу лиц (потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого)), которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свое право на защиту.
Предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в двухмесячный срок. Это время исчисляется с момента возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.
Ввиду сложности производства по уголовному делу (большое количество эпизодов преступной деятельности, наличие нескольких обвиняемых, необходимость проведения множества судебных экспертиз и т.д.) предварительное расследование может быть продлено и свыше двух месяцев (ст. 162 УПК).
Дознание является другой, отличной от предварительного следствия, формой расследования и может производиться в общем порядке (гл. 32 УПК) либо в сокращенной форме (гл. 32.1 УПК).
Дознание проводится в отношении преступлений небольшой или средней тяжести (ч. 3 ст. 150 УПК).
Срок проведения дознания в общем порядке составляет 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 223 УПК). В законе существует возможность продления этого срока еще на 30 суток и в исключительных случаях до шести, а в некоторых случаях и до 12 месяцев.
Дознание в сокращенной форме должно быть окончено в срок, не превышающий 15 дней со дня вынесения постановления о производстве дознания в сокращенной форме (ст. 226.6 УПК). Если в этот срок расследование не удается закончить — прокурор продляет его до 20 суток. Если и в этот срок окончить дознание в сокращенной форме невозможно, то оно продолжается в общем порядке, по правилам гл. 32 УПК.
Дознание и предварительное следствие производятся, за некоторым исключением, по одним и тем же процессуальным правилам. Так, например, при производстве дознания не выполняются процессуальные действия, связанные с предъявлением обвинения; имеются отличия в порядке окончания предварительного расследования и т.д.
Предварительное следствие осуществляется следователями или руководителями следственных органов. Порядок его производства установлен нормами УПК.
В России предварительное следствие осуществляют следователи МВД России, ФСБ России, СК РФ и ФСКН России. Больше никаким государственным органам и должностным лицам право проводить предварительное следствие не предоставлено.
Современная система органов предварительного следствия сформирована с учетом объективных реалий, а именно: состояния экономики, политики, права, общественного сознания, культурных и правовых традиций, состояния преступности, возможностей государства в сфере обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.
Органы предварительного следствия выполняют функцию предварительного расследования, которая должна обеспечивать: неотвратимость уголовной ответственности для виновных в совершении преступлений; защищать права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступления; ограждать невиновных от необоснованного уголовного преследования; принимать меры по профилактике и пресечению преступлений; способствовать возмещению вреда, причиненного преступлением.
Предварительное следствие осуществляется в соответствии с УПК следователем единолично. Если производство по уголовному делу ведется в отношении большого количества преступлений или обвиняемых, то в расследовании может участвовать следственная группа. Решение об этом принимает руководитель следственного органа. К работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих ОРД.
Процессуальным статусом следователя обладают только лица, состоящие в должности следователя (старшего следователя, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам). Принадлежность следователей к равным правоохранительным органам не оказывает влияние на единство их процессуального статуса. Единственное отличие — в зависимости от категории и видов преступлений (убийство, кража, терроризм, незаконный сбыт наркотиков и т.д.) уголовно-процессуальный закон разграничивает их предметную компетенцию.
Руководитель следственного органа обладает правом расследовать преступления и осуществлять административное управления в отношении следователей вверенного ему подразделения.
Предварительное расследование в форме дознания согласно ч. 3 ст. 151 УПК производится:
- — дознавателями ОВД;
- — дознавателями пограничных органов ФСБ России;
- — дознавателями органов ФССП России;
- — дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы;
- — дознавателями таможенных органов РФ;
- — дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
- — следователями СК РФ и ФСКН России.
В соответствии со ст. 41 УПК дознаватель является процессуально независимым лицом и самостоятельно производит следственные и иные процессуальные действия, принимает процессуальные решения. Контроль над процессуальной деятельностью дознавателя возложен на его начальника и прокурора.
К общим условиям организации предварительного расследования можно отнести следующие элементы:
- 1) производство предварительного расследования осуществляется специально уполномоченными должностными лицами (следователями, руководителями следственных органов, органами дознания, дознавателями, начальниками подразделений дознания);
- 2) органы предварительного расследования обязательно должны соблюдать правила подследственности, т.е. знать, кто и какие виды преступлений расследует;
- 3) предварительное расследование должно быть проведено в строго установленные законом сроки;
- 4) участникам предварительного расследования (потерпевшим, подозреваемым (обвиняемым), свидетелям и др.), должна быть обеспечена возможность для защиты своих прав, свобод и законных интересов, а для этого они наделяются особым процессуальным статусом;
- 5) следователь (дознаватель), в установленных УПК случаях (ст. 153, 154), вправе соединять в одном производстве уголовные дела или выделять из уголовного дела новое;
- 6) при производстве следственных действий обязательно ведение протокола, а полученные сведения должны сохраняться в тайне и могут быть преданы огласке только с разрешения следователя, дознавателя или прокурора;
- 7) следователь, дознаватель обязаны принять меры по обеспечению сохранности имущества и жилища подозреваемого (обвиняемого), задержанного или заключенного под стражу.
Органы предварительного расследования осуществляют сотрудничество с другими подразделениями и службами, которые выражаются:
- — в соблюдении закона всеми участниками взаимодействия;
- — грамотном исполнении возложенных на участников взаимодействия, в соответствии с их компетенцией, обязанностей;
- — комплексном использовании сил, средств и методов, которыми располагают участники взаимодействия;
- — самостоятельности и персональной ответственности следователя (дознавателя), руководителей оперативных подразделений за проведение и результаты следственных действий и ОРМ;
- — согласованности планирования и непрерывности взаимодействия при расследовании преступлений.
За законностью расследования преступлений осуществляется ведомственный и судебный контроли, а также прокурорский надзор.
Любое решение и процессуальное действие органа уголовного преследования может стать предметом судебного контроля по жалобе участника уголовного судопроизводства, чьи права и законные интересы были нарушены (ст. 124 и 125 УПК).