Стратегия национальной обороны сша

«Стратегия национальной безопасности США» (англ. The National Security Strategy (NSS)) — документ, подготавливаемый исполнительной ветвью власти США один раз в несколько лет для Конгресса США, в котором излагаются основные проблемы в сфере национальной безопасности США и пути их решения. Более подробно положения СНБ раскрываются в документах государственных ведомств, таких как «Стратегия национальной обороны» (англ. National Defense Strategy ) Министерства обороны.

Содержание

Приоритеты [ править | править код ]

На различных этапах исторического развития стратегия национальной безопасности США меняла свой облик. В годы Второй мировой войны задачей США была мобилизация усилий с целью нанесения поражения нацизму и японскому милитаризму. Во время холодной войны таковой являлась политика сдерживания. После окончания холодной войны сформулировать стратегию было сложно, так как согласия по поводу определения угрозы национальным интересам США не существовало. В итоге внимание устремилось в сторону многостороннего развития и взаимодействия, распространения демократии и рыночной экономики.

В течение многих десятилетий безопасность США имела два измерения: внешнее и внутреннее, которые обеспечивались различными способами. Внешняя составляющая безопасности обеспечивалась путём формирования международной обстановки за счёт влияния на глобальные процессы в сфере политики, экономики, в военной и культурной областях; внутренняя — в основном за счёт сил правопорядка и юридической системы.

События 11 сентября 2001 года резко актуализировали проблему безопасности в общественном мнении США. Теракты 11 сентября открыли новый этап развития стратегии национальной безопасности, в которой главной задачей США была декларирована борьба с терроризмом и оружием массового поражения. Эти задачи и пути их решения изложены в «доктрине Буша» — Стратегии национальной безопасности США 2002 и 2006 годов.

2002 [ править | править код ]

Согласно «Стратегии национальной безопасности США» 2002 года:

  • США не допустят достижения какой-либо страной военного паритета;
  • США намерены применять военную силу первыми, чтобы предупредить враждебные действия, даже если нападение на США в данный момент не готовится или невозможно;
  • США намерены оставаться единственным в мире государством, имеющим право на применение силы в отношении потенциальных угроз прежде, чем они полностью сформируются, и не позволят другим государствам использовать это как оправдание для собственной агрессии в отношении США.

По оценке военно-политического руководства США, события 11 сентября 2001 года продемонстрировали стирание границы между внутренним и внешним измерениями безопасности. Однако в связи с тем, что главной целью считается предотвращение террористических атак на американской территории, на первый план выдвигается задача обеспечения внутренней безопасности страны. Решить её предполагается путём борьбы с террористической угрозой внутри США и предотвращения угрозы терроризма из-за рубежа, поскольку «природа современного терроризма требует применения глобального подхода к предотвращению терактов».

Главной задачей борьбы с терроризмом в стратегии 2002 года декларировалось раздробление и уничтожение соответствующих международных организаций посредством нанесения ударов по их руководству, системам управления и связи, материального и финансового обеспечения. Эти удары призваны лишить террористов способности планировать и осуществлять свои акции. Для обеспечения безопасности США намерены предпринять усилия по изоляции боевиков в регионах мира, а затем и в отдельных государствах, которым они планируют оказывать помощь в создании военных, законодательных, политических и финансовых инструментов, необходимых для завершения задачи собственными силами.

Исходя из того, что «самой страшной угрозой» является «сплетение радикализма и современных технологий», особое внимание было уделено предотвращению угрозы применения противником оружия массового поражения против США, их союзников и друзей, так как «распространение химического, биологического и ядерного оружия, а также технологий производства средств их доставки позволяет даже слабым государствам и небольшим группам людей обрести чрезвычайную мощь для нанесения ударов по великим державам».

В документе отмечалось, что, имея целью остановить или предотвратить враждебные акции, особенно с применением ОМП, США должны быть готовы, при необходимости, действовать с упреждением, выбирая активную стратегию в борьбе с угрозами, чтобы «не позволить врагам нанести удар первыми». Для обеспечения упреждающих действий ставилась задача существенно повысить возможности разведывательных структур в целях получения своевременной и точной информации об угрозах, откуда бы они ни исходили; обеспечить тесное взаимодействие с союзниками в вопросах совместной оценки наиболее опасных угроз; продолжить реформирование вооружённых сил для придания им способности достигать решительного успеха за счёт проведения скоротечных боевых действий с применением высокоточного оружия.

Изменение характера угроз и потенциальных противников привело к выводу о том, что структура вооружённых сил США, ориентированная на сдерживание огромных армий периода «холодной войны», должна быть реформирована с целью предоставления президенту широкого спектра военных возможностей по пресечению агрессии и любой другой формы насилия против США, их союзников и друзей при одновременном поддержании готовности вооружённых сил реагировать на угрозы, которые могут возникнуть в ближайшей перспективе.

В связи с тем, что разведка была признана первой линией обороны от террористов и угроз, исходящих от враждебных государств, была поставлена задача реформировать имеющиеся разведывательные структуры и обеспечить их новыми возможностями, соответствующими характеру существующих и потенциальных угроз. Новая стратегия национальной безопасности, в частности, предусматривала:

  • расширение полномочий директора национальной разведки по управлению развитием и деятельностью национальных сил и средств внешней разведки;
  • ввод в действие новой схемы разведывательного предупреждения, призванной обеспечить беспрепятственное и комплексное предупреждение по всему спектру угроз, с которыми сталкиваются США и их союзники;
  • продолжение разработки новых методов добывания и сбора информации;
  • организацию сбора разведданных о террористических угрозах с привлечением всех необходимых правительственных учреждений и проведением анализа информации, полученной из всех возможных источников.

2006 [ править | править код ]

В Стратегии 2006 года была радикально изменена позиция США в отношении Российской Федерации. Если в 2002 году американская администрация отмечала некоторые положительные изменения, происходящие в России, и называла её союзником в борьбе с терроризмом, а в Стратегии 2002 года подчёркивалось, что США не смогут добиться значимых позитивных изменений без поддержки международных союзников и партнёров, то в документе 2006 года было выражено весьма скептическое отношение к развитию демократии в РФ и было указано, что США «должны быть готовы к тому, чтобы действовать самостоятельно в случае необходимости». В связи с этим департамент информации и печати МИД России заявил, что, очевидно, по мнению Белого дома, «главным критерием развития отношений США с зарубежными государствами будет соответствие или несоответствие поведения той или иной страны американскому пониманию демократии и потребностям борьбы с неугодными режимами, как это видится из Вашингтона».

Читайте также:  Экран на планшет мегафон логин

2010 [ править | править код ]

В «Стратегии национальной безопасности» 2010 года подчёркивалось, что США принадлежит глобальная роль в деле поддержания международного порядка, они будут стремиться распространять свои ценности в мире, но не готовы нести единоличную ответственность за поддержание международного мира — США намерены поддерживать международный порядок во взаимодействии со своими союзниками в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, на Ближнем Востоке.

В качестве основных центров силы в мире рассматриваются Китай, Индия и Россия; региональные центры влияния — Бразилия, ЮАР, Индонезия. США намерены сотрудничать с Китаем, Индией и Россией на основе общих интересов.

Выдвинут тезис о необходимости уничтожения всего оружия массового поражения в мире (при том, что США располагают наиболее крупным арсеналом обычных вооружений). США выступают за укрепление режима нераспространения и ядерной безопасности, за сокращение ядерного арсенала; при этом ядерное оружие остаётся инструментом сдерживания.

Приоритетной является борьба против Аль-Каиды и других террористических группировок.

Поднимается вопрос о кибервойне как о новом вызове мировому порядку.

2015 [ править | править код ]

Второй срок президента Барака Обамы был отмечен публикацией целого ряда документов, касающихся вопросов национальной безопасности США: «Стратегия национальной безопасности» (National Security Strategy) (2015), «Руководящие принципы оборонной стратегии» (Defense Strategic Guidance) (2012), «Четырёхлетний обзор оборонной политики» (Quadrennial Defense Review) (2014), «Национальная военная стратегия США» (The National Military Strategy of the USA) (2015).

В «Стратегии национальной безопасности» 2015 года основой национальной безопасности было названо укрепление экономического могущества США, основными вызовами — экстремизм, терроризм, агрессия России, климатические изменения, вспышки инфекционных заболеваний, киберпреступность.

Достижением в военной сфере было названо радикальное сокращение американских воинских контингентов в Ираке и Афганистане (со 180 тыс. в начале срока Обамы до 15 тыс. человек).

В качестве основных внешнеполитических целей США рассматривались:

  • борьба с ИГИЛ, Аль-Каидой и другими группировками, устранение прямых угроз с их стороны и помощь другим странам в искоренении опасных идеологий и всего, что связано с терроризмом; защита ядерных материалов от попадания в руки террористов;
  • укрепление существующих военно-политических альянсов, в первую очередь НАТО, поддержание отношений с традиционными союзниками: Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией, Филиппинами, Таиландом, Израилем;
  • наращивание возможностей для прекращения конфликтов (особое беспокойство вызывают действия России (аннексия Крыма), КНДР, ситуация в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях); особое внимание — усилению потенциала ООН, реформам по совершенствованию миротворческой деятельности, оперативным возможностям региональных организаций;
  • обеспечение нераспространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, укрепление ДНЯО, ДВЗЯО, Договора о прекращении производства расщепляющихся материалов; основные направления деятельности в этой связи — КНДР, химическое оружие в Ливии, Сирии, ядерное оружие в Иране;
  • решение экологических проблем;
  • обеспечение кибербезопасности;
  • обеспечение безопасности в космосе, в воздухе, на море, борьба с пиратством, наркоторговлей;
  • решающее воздействие на формирование мирового экономического порядка, реформирование ВТО, МВФ, Всемирного Банка, укрепление эффективности мировой финансовой системы.

Согласно документу, в случае, если стратегия сдерживания не сработает и возникнет угроза национальным интересам США, США будут готовы применить военную силу в одностороннем порядке в любой точке мира на множественных театрах военных действий.

В документе констатировалось, что угроза террористических нападений снизилась, но по-прежнему существует. На международной арене США отходят от дорогостоящих и масштабных наземных войн, заменив их целенаправленными и точечными контртеррористическими операциями и коллективными действиями с ответственными партнёрами. США намерены работать над устранением условий, способствующих росту экстремизма (бедности, неравенства и репрессий).

2018 [ править | править код ]

18 декабря 2017 года была обнародована очередная «Стратегия национальной безопасности США». Этот документ исходит из четырёх приоритетов внешней политики Дональда Трампа («защита родины, американцев и американского образа жизни», «обеспечение процветания Америки», «укрепление мира при помощи силы» и «распространение американского влияния»), которые позиционируют США не как глобальную сверхдержаву, а как мощное национальное государство, конкурирующее с другими государствами в рамках «игры с нулевой суммой» [1] .

Ключевое положение СНБ-2018 состоит в том, что конкуренция между великими державами, которая ранее считалась ушедшей в прошлое, вернулась. Америке противостоят Россия и Китай — «ревизионистские державы», которые бросают вызов процветанию США и стремятся подорвать их безопасность — они «намерены сделать экономику менее свободной и честной, нарастить свой военный потенциал, контролировать информацию и данные, репрессировать свои общества и распространять свое влияние». Одним из главных инструментов сдерживания противников США будет ядерное оружие, которое в документе названо «основой американской стратегии по сохранению мира и стабильности, отражению агрессии против США, их союзников и партнёров». Противостоять России США будут в том числе в киберпространстве. В начале декабря советник президента Трампа по национальной безопасности Герберт Реймонд Макмастер заявил, что Россия освоила «методы противоборства нового поколения» и «использует дезинформацию, пропаганду и кибератаки, чтобы разделить общества двух стран и натравить их друг на друга, создать кризис доверия» [1] .

Если Россию в документе обвиняют в попытках «изменить статус-кво в Грузии и на Украине», то КНР, по мысли авторов, пытается сделать то же самое в Юго-Восточной Азии. США будут поддерживать своих партнёров и союзников (Филиппины, Вьетнам и Малайзию) в территориальном споре с Китаем в акватории Южно-Китайского моря. КНР назван «стратегическим соперником» США [1] .

Читайте также:  Ростелеком армавир подключение интернета

Северная Корея в документе обозначена в качестве третьего противника США, занимающегося разработкой не только ядерного, но также химического и биологического оружия. Наибольшую угрозу представляет ракетное оружие — «это наиболее вероятное средство, при помощи которого страны вроде КНДР могут угрожать США». США «оставляют за собой право» применять против Северной Кореи все доступные меры [1] .

В отличие от СНБ-2015, принятой при Бараке Обаме, где экологической теме уделялось едва ли не ключевое внимание, на этот раз американская администрация заявила о подходе к проблеме изменения климата, «основанном на балансе между требованиями энергобезопасности, экономического развития и защиты окружающей среды». Тем самым подчёркивается, что международные экологические соглашения не являются для США безусловным приоритетом по сравнению с нуждами экономики [1] .

19 января 2018 года министерство обороны США обнародовало новую Стратегию национальной обороны США (National Defense Strategy) [2] . В этом документе было заявлено, что главной проблемой для национальной безопасности США впредь будет рассматриваться не терроризм, а стратегическое соперничество между государствами. Пятью главными угрозами американской безопасности в документе были названы четыре государства (Китай, Россия, КНДР, Иран) и продолжающаяся активность террористических группировок [3] . Россия, в частности, обвиняется в том, что она нарушает границы соседних государств, блокирует их экономические и дипломатические инициативы, стремится к полному региональному доминированию, хочет разрушить НАТО и подстроить под себя европейскую и ближневосточную экономику и политику [4] .

В феврале была обнародована новая ядерная стратегия США («Обзор ядерной политики» (Nuclear Posture Review)), сменившая доктрину 2010 года, принятую при администрации Барака Обамы [5] [6] [7] . Из новой стратегии следует, что США ключевыми своими соперниками считают Россию и Китай. Для противостояния им США готовы вкладывать средства в новые системы вооружений, включая маломощную ядерную боеголовку для морских баллистических ракет Tr >[8] .

В январе 2019 года президент США Дональд Трамп представил обновленную стратегию развития американской системы ПРО [9] . Помимо России среди соперников США в документе выделены Китай, КНДР и Иран [10] .

В документе заявлено, что новейшие российские военные разработки «бросают вызов существующим оборонительным системам» США, что делает необходимой их существенную модернизацию с целью создания средств перехвата ракет противника «на всех стадиях полёта после запуска» [11] [10] .

Как утверждается в документе, «Россия считает США и НАТО главной угрозой своим нынешним ревизионистским геополитическим амбициям», а также оказывает помощь другим противникам и соперникам США (поставки комплекса С-400 Китаю и С-300 Ирану, содействие развитию мобильной системы противовоздушной и противоракетной обороны КНДР) [10] .

В пятницу, 19 января, Пентагон обнародовал новую Национальную оборонную стратегию США (National Defense Strategy, NDS). Полный текст стратегии засекречен, но ведомство опубликовало ее краткое изложение за подписью министра обороны Джеймса Мэттиса. Это первая Национальная оборонная стратегия США с 2008 года, в 2011 и 2015 годах выходили Национальные военные стратегии (National military strategy).

«Отныне не терроризм, а стратегическое соперничество между странами является главной проблемой для национальной безопасности США», — утверждают авторы стратегии.

Главными нарушителями мирового спокойствия и угрозами американской безопасности в документе названы четыре страны: Китай, Россия, КНДР и Иран. Пятая угроза — продолжение активности террористических группировок. Они, по мнению Пентагона, представляют опасность даже после военного поражения «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка). В документе указано, что основная вероятность конфликта сейчас исходит из столкновения государств.

Для противодействия угрозам Минобороны США сосредоточится на трех основных направлениях: повышении боеготовности армии, укреплении действующих альянсов и реформе самого ведомства с целью повысить эффективность и скорость работы бюрократического аппарата.

США также будут модернизировать вооружения. «Самый надежный способ предотвратить войну — быть готовым выиграть ее», — сказано в документе. США планируют усовершенствовать свою армию, в частности, за счет модернизации ядерной триады (стратегическая авиация, межконтинентальные баллистические ракеты и атомные подводные ракетоносцы).

Кроме того, в документе сказано, что США планируют работать над укреплением альянсов, чтобы ни один противник не смог противостоять совместным силам США и союзников. Ключевые направления для укрепления партнерства — Индо-Тихоокеанский регион, Ближний Восток, НАТО.

По данным газеты Financial Times, в администрации Трампа есть согласие насчет того, что Вашингтону при военном планировании необходимо исходить из повышенных рисков войны с Россией и Китаем. «Этот документ определенно выходит за рамки стратегии администрации Обамы и четко признает, что мы живем в эпоху великого противостояния, и две страны, которые наиболее активно бросают вызов США, — это Россия и Китай», — цитировала газета источник, знакомый с содержанием новой военной стратегии.

Меньше чем за неделю до утверждения стратегии национальной обороны, 12 декабря прошлого года, Трамп подписал оборонный бюджет страны на 2018 год — почти $700 млрд. Базовый бюджет Пентагона составит $626 млрд, еще $66 млрд пойдет на поддержание военных операций США за рубежом. Для сравнения: в 2017 году оборонный бюджет США составил около $619 млрд, годом ранее — $600 млрд.

В принятой в 2015 году Национальной военной стратегии, в предисловии к документу, ситуация с обеспечением мировой безопасности описывалась как «наиболее непредсказуемая» за последние 40 лет. Основными угрозами для США в документе назывались «ревизионистские государства, бросающие вызов международным нормам», и экстремистские группировки. К странам, вызывающим обеспокоенность у военного руководства США, стратегия относила Россию, Китай, Иран и КНДР. В частности, в документе говорилось, что несмотря на то что Россия «вносила вклад в отдельные области в сфере безопасности, такие как борьба с наркотиками и терроризмом», она также «неоднократно демонстрировала, что не уважает суверенитет своих соседей и готова применять силу для достижения своих целей». Вашингтон упрекал Москву в том, что она «подрывает региональную безопасность напрямую и через третьи силы».

Читайте также:  Существуют ли белые лошади

Что такое Национальная оборонная стратегия

В иерархии документов, определяющих концепцию национальной безопасности США, оборонная стратегия находится на втором месте. На самом высоком уровне находится Стратегия национальной безопасности (National Security Strategy, NSS), которую подписывает президент: в ней излагаются обобщенные цели и приоритеты власти в обеспечении безопасности страны. Дональд Трамп принял этот документ 18 декабря прошлого года. ​​Отдельная часть национальной стратегии была посвящена России и Китаю, которые теперь рассматриваются как «страны-ревизионисты», стремящиеся подорвать благосостояние Америки. «Китай и Россия разрабатывают продвинутое вооружение и средства, способные навредить нашей критически важной инфраструктуре и архитектуре командования», — утверждается в документе.

Ступенью ниже стоит Национальная оборонная стратегия, подписываемая министром обороны: она фокусируется на роли обороны в реализации Стратегии национальной безопасности. Дальше идет Национальная военная стратегия США (National Military Strategy, NMC). Этот документ разрабатывается объединенным комитетом начальников штабов — руководящим органом в вооруженных силах США. В нем формулируется роль вооруженных сил в соответствии с задачами, поставленными вышестоящими документами. Кроме того, раз в четыре года в США выходит так называемый обзор обороны ( Quadrennial Defense Review ). Последний раз его публиковали в 2014 году.

Что такое Стратегия национальной обороны США

Стратегия национальной обороны США (СНО, National Defense Strategy, NDS) – концептуальный документ, который разрабатывается министерством обороны на основе Стратегии национальной безопасности, утверждаемой президентом страны. “Оперативной базой” Стратегии служат Четырехлетние обзоры оборонной политики, на основе которых ВС планируют свои исследования, разработки и приобретения систем вооружений.

СНО-2005

Первая Стратегия национальной обороны США была утверждена 1 марта 2005 года министром обороны страны Дональдом Рамсфелдом (президентство Дж. Буша – млладшего). В этой Стратегии были воедино собраны задачи, которые Рамсфелд ставил перед своим ведомством с 2001 года. Они направлены на то, чтобы “вселять уверенность” в союзников и друзей США, “сдерживать” возможную агрессию против Америки и союзных ей стран, “отбивать охоту” у потенциального противника бросать вызов американским интересам, а также – в случае необходимости – “наносить поражение” врагу на поле боя (позволяют США обосновать любую причину применения военной силы в любом регионе мира). К этим традиционным установкам добавлена необходимость готовиться к новым вызовам.

Документ был нацелен, в частности, на отражение вызовов со стороны исламского экстремизма и разгром террористических сетей, противодействие распространению оружия массового уничтожения, обеспечение роли военных в поддержании безопасности национальной территории, а также отражение возможных угроз со стороны любой “набирающей мощь” державы.

Оборонная стратегия включала секретную директиву в области стратегического планирования на 2006 год, предусматривающую активизацию подготовки к отражению нетрадиционных угроз. Среди них “иррегулярные” атаки, направленные на подрыв мощи США необычными способами, и “катастрофические” угрозы, способные парализовать страну путем ударов по ключевым целям.

СНО-2008

СНО-2008 была представлена министром обороны США Робертом Гейтсом (президентство Дж. Буша – младшего) в июне 2008 года. В ней Гейтс предложил сбалансировать возможности ВС США по решению задач в текущих конфликтах с возможностью решать другие, внезапно возникающие задачи, а также сбалансировать военно-экономические и военно-технические возможности государства для обеспечения ВС вооружением и военной техникой для действий, как в крупномасштабных войнах, так и в конфликтах низкой интенсивности. В числе главных задач “защитить отечество”, “победить в долгой войне”, “обеспечить безопасность”, “сдерживать конфликты”.

К источникам возможной опасности в будущем отнесены Китай и Россия. Согласно документу, Китай потенциально способен соперничать с США, и в обозримом будущем будет развивать обычные вооруженные силы и усиливать их ударный потенциал. Стратегия предлагала продолжать диалог с этой страной и одновременно оказывать давление на нее.

Россия упоминалась в Стратегии 10 раз. В частности, говорилось, что “отход России от открытости и демократии может иметь значительные последствия для Соединенных Штатов, наших европейских союзников и наших партнеров в других регионах”; “Россия продолжает запугивать своих соседей”, “вышла из соглашений о контроле за вооружениями и сокращения вооруженных сил” и “даже угрожает государствам, в которых потенциально могут быть размещены базы ПРО США”. Кроме того, согласно Стратегии, Россия “активизировала военную деятельность, заявила об опоре на ядерное оружие – главном инструменте обеспечения собственной безопасности”. Документ утверждал, что Россия претендует на Арктику, использует энергоресурсы как инструмент давления на своих соседей и, в целом, намерена играть большую роль в международных отношениях. Стратегия констатировала возрастание риска возникновения конфликтов с участием России. Точками взаимодействия были названы борьба с распространением ОМУ и международным терроризмом.

Стратегическое руководство в области обороны-2012

В январе 2012 года был подготовлен документ “Обеспечивая глобальное лидерство США: приоритеты обороны XXI века”, который представляет собой новое стратегическое руководство министерства обороны. Новый документ конкретизирует стратегические интересы США с учетом завершения широкомасштабных военных действий в Ираке и Афганистане, событий в Северной Африке и на Ближнем Востоке, а также потребности в сокращении уровня расходов на оборону.

Основными пунктами документа стали отказ от концепции одновременного участия в двух вооруженных конфликтах и переориентация внимания на Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток.

Авторы отмечают важность взаимодействия с Россией в областях, представляющих взаимный интерес. Одновременно США продолжат “поощрять ее к тому, чтобы она вносила вклад” в поддержание международного мира и безопасности “по широкому спектру вопросов”.

“>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *