Сообщение на тему музыка 19 века

Музыка XIX века

• Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы

• Традиции оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в этом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор.

Михаил Иванович Глинка

• получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила»

Сцена из оперы «Иван Сусанин » Глинка

«Руслан и Людмила» Глинка

• Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр.

Чайковский Петр Ильич

• Творчество П.И. Чайковского – яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В творческом наследии композитора – 6 симфоний

• Самые известные сочинения- Первый фортепианный концерт (1875г.), концерт для скрипки (1878г. ) и Вариации на тему рококо (1876г.)

Сцена из балета «Лебединое озеро » Чайковский. 1876г.

Сцена из балета "Щелкунчик" Чайковский. 1892г.

Сцена из балета «Спящая красавица» Чайковский. 1889г

Модест Петрович Мусоргский
(1839-1881 г)

• Оперы «Борис Годунов» (1869г.), «Хованщина» (1872г.), «Сорочинская ярмарка» – стали значительным явлением в русской музыке.

Сцена из оперы «Борис Годунов» Мусоргский. 1869

Александр Сергеевич Даргомыжский. (1813- 1869г.)

• К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г.) и незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869г.). В творчестве композитора центральное место занимают романсы. ( Свыше 100 романсов.). Самые известные

• -«Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи

Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )

• Основу творческого наследия составили оперы многие из которых написаны по произведениям русских писателей

• «Снегурочка» (1881г. по пьесе Островского)

«Снегурочка» (1881г. по пьесе Островского) Римский – Корсаков

Сцена из оперы «Шехерезада» Римский – Корсаков

• XIX в. – век расцвета музыкального культуры Западной Европы. Возникают новые способы музыкального выражения, обнаруживая глубокую индивидуальность потенциала композиторов

• Произведения композиторов-романтиков, передавая богатство мира душевных переживаний человека, оттенки его персонального чувствования, составляют основу современного концертного репертуара. Романтизм – не просто лирика, но господство чувств, страстей, душевных стихий, которые познаются лишь в уголках собственной души.

Франц Петер Шуберт

• австрийский композитор, один из крупнейших представителей венской классической музыкальной школы и один из основоположников романтизма в музыке

Аве Мария. Шуберт

Роберт Шуман (1810-1856)

• Он, как и Роберт Шуман – создатель нового жанра немецкой песни Lied

Фредерик Шопен (1810-1849)

• Шопена однажды спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки. Композитор ответил, что в его родном польском языке есть такое слово – это > (zal)

Рихард Вагнер (1813 -1883)

• один из наиболее выдающихся немецких композиторов, музыкант гениальной одаренности, творчество которого оставило глубочайший след в истории европейского музыкального искусства

• австрийский композитор, скрипач и дирижёр. Его по праву считают родоначальником музыкальной династии Штраусов. Трое его сыновей — Иоганн, Йозеф и Эдуард — тоже стали известными композиторами. Наследие композитора насчитывает 251 творение (в том числе 152 вальса!)

Иоганн Штраус (сын)
(1825-1899)

• называют "королем вальса". Его творчество насквозь проникнуто духом Вены с ее давней, ставшей традицией, любовью к танцу. Неиссякаемое вдохновение в соединении с высочайшим мастерством сделало Штрауса подлинным классиком танцевальной музыки. Благодаря ему венский вальс вышел за пределы XIX в. и стал частью сегодняшней музыкальной жизни.

Сцена из оперы «Летучая мышь» Штраус (сын)

Джоаккино Антонио Россини (1792-1868 )

• Россини был, главным образом, композитором комических опер, так называемых опер-буфф, некоторые из которых и по сей день ставят на оперных сценах

Танец «Тарантелла». Россини

Джузеппе Верди (1813-1901

• последний великий классик в трехвековой истории итальянского оперного искусства. Нет в мире музыкального театра, в котором не ставились бы оперы Верди

Сцена из оперы «Травиата» Верди

• XIX в. – век торжества фортепианной «литературы». Совершенствуется не только конструкция фортепиано, но и техника игры на нем, раскрывается его способность к созданию певческой кантилены, выразительных мелодических линий. Ритмика композиторов освободилась от «оков» цезур и строгой мерности танцевальных фигур. Романтические композиции наполнились импровизационной непринужденностью, когда мелодия следует за изменчивостью движений чувств, как задумал автор и как способен чувствовать исполнитель. Усиливается роль нюансировки и роль музыкального исполнительства

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Огромные изменения на протяжении XIX — начала XX в. про­изошли в области музыкального искусства. Прежде всего, обнови­лась его инструментальная база. К началу XIX в. виола уступила ме­сто скрипке, клавесин — фортепиано.

Стараниями композиторов «венской школы» продолжился золотой век классической герман­ской музыки. Й. Гайдн стал родоначальником современной симфо­нии, он утвердил классический состав симфонического оркестра и струнного квартета.

В Вене создал свои лучшие произведения Людвиг ван Бетховен (1770-1827), творчество которого произвело революционный пе­реворот в истории музыки. Бетховен придал венскому симфонизму монументальную силу и философскую глубину; внёс огромный вклад едва ли не во все формы и жанры музыкального искусства; раскрыл совершен­но новые горизонты для последующих поколений му­зыкантов. К числу его лучших произведений относят­ся «Лунная» и «Крейцерова» сонаты для скрипки и фортепиано, «Аппассионата» для фортепиано. Вер­шиной бетховенского творчества стали девять симфо­ний, прежде всего «Героическая» и «Патетическая». Хоровой финал к 9-й симфонии Бетховена — ода «К ра­дости» на слова Ф. Шиллера — стал гимном Евросоюза.

Название: Музыка XIX века
Раздел: Рефераты по музыке
Тип: доклад Добавлен 15:37:07 05 декабря 2010 Похожие работы
Просмотров: 4774 Комментариев: 9 Оценило: 8 человек Средний балл: 4.8 Оценка: 5 Скачать
реферат Музыка России в XIX веке
Тип работы: реферат. Добавлен: 28.09.2012. Год: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru:


Музыка России в XIX веке

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой – русский фольклор.

    Русские композиторы стали выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование. Приобщение к европейской культуре не только повысило профессиональный уровень русских композиторов и исполнителей, но и помогло им глубже понять традиции национальной музыки.
    В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы на лучшее музыкальное произведение и.т.д.. В стане была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г. ) открылись консерватории.
    В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения. Они собирали народные песни и часто использовали их в своих произведениях, при этом не теряя своеобразия собственного музыкального языка.

Для русской музыкальной культуры первой половины XIX характерно повышенное внимание к опере и камерной вокальной музыке. Серьёзный интерес к симфонии появился лишь во второй половине столетия. Особенно популярны были программные симфонические произведения, в том числе симфоническая миниатюра.
Итак, кто же из композиторов стоял у истоков Русской композиторской школы ?
Михаил Иванович Глинка ( 1804-1957г. ) , получив серьёзное музыкальное образование в Европе, сумел первым глубоко осознать особенности русской национальной музыки. Композиторское мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх- «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») и «Руслан и Людмила». Он создал образцы национальной русской оперы- героико-эпическую оперу и оперу- сказку. «Жизнь за царя» написана на историко- патриотический сюжет. Композитор обратился к событиям начала XVII века- борьбе русского народа против польских завоевателей. Опера- сказка «Руслан и Людмила» написана на сюжет одноимённой поэмы А.С. Пушкина. В создании образа большую роль играет оркестр. Интересны работы Глинки в области симфонической и камерно- вокальной музыки. Многие известные романсы, например «Я, здесь, Инезилья»,
«Я помню чудное мгновенье» написана на стихи Пушкина. На слова Н.В. Кукольника композитор создал цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом», а также знаменитый роман «Сомнение», который любил исполнять выдающийся русский певец Ф.И. Шаляпин. Романсы Глинки отличаются исключительной мелодической красотой. Для оркестра Глинка написал симфонические увертюры – «Комаринская», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». Пьеса для оркестра «Вальс- фантазия» подготовила появление симфонических вальсов П.И. Чайковского. Благодаря творчеству Глинки русская музыкальная школа достигла признания в Европе. Творчество П.И. Чайковского – ярка страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. В творческом наследии композитора – 6 симфоний (не считая программной симфонии «Манфред»). Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке.
Самые известные сочинения- Первый фортепианный концерт ( 1875г. ), концерт для скрипки (1878г. ) и Вариации на тему рококо (1876г. ). Музыка этих произведений полна света, радостной энергии и внутреннего благородства. Одно из центральных мест в опере принадлежит опере. Всего Чайковский создал 10 опер, две из которых- «Евгений Онегин» (1878г.) и «Пиковая дама» (1890г.) считаются лучшими образцами музыкальной драмы в русской музыке. П.И. Чайковский изменил отношения к музыкальному содержанию балета. Чудесная музыка «Лебединого озера» ( 1876г. ), «Спящей красавицы» (1889г. ) и «Щелкунчика» ( 1892г. ) и в наши дни вызывают восхищения.
Значительное место в творчестве Чайковского занимают романсы ( написано более 100 ).
Романсы композитора – маленькие драматические пьесы . Чайковский первый русский композитор получивший широкое признание за рубежом. Его гастроли проходили в странах Европы и США. Чайковский был избран членом- корреспондентом французской Академии изящным искусств и почётным доктором Кембриджского университета Великобритании.

Модест Петрович Мусоргский. (1839-1881г.)
Оперы «Борис Годунов» ( 1869г. ), «Хованщина» ( 1872г. ), «Сорочинская ярмарка»
– стали значительным явлением в русской музыке.

Александр Сергеевич Даргомыжский. ( 1813- 1869г.)
К лучшим произведениям Даргомыжского относится опера «Русалка» ( 1855г.) и незаконченная опера «Каменный гость» (1866-1869г.). В творчестве композитора центральное место занимают романсы. ( Свыше 100 романсов.). Самые известные
-«Я вас любил (на стихи А.С. Пушкина), «И скучно и грустно», «Мне грустно» (на стихи
М.Ю.Лермонтова).

Милий Алексеевич Балакирев ( 1836 или 1837 – 1910 )
В развитии отечественного музыкального искусства XIX столетия особую роль сыграл
М.А. Балакирев. Он был основателем и руководителем творческого содружества русских композиторов, которое вошло в историю музыки как Балакиревский кружок, или «Могучая кучка».Систематические собрания кружка превратились в школу композиторского мастерства. В 1862г. Балакирев стал одним из основателей и руководителем Бесплатной музыкальной школы. Основной целью организаторов было приобщение широкой публики к музыкальному искусству. В собственном композиторском творчестве Балакирев отдавал предпочтение инструментальной музыке.
В сочинениях для симфонического оркестра он обращался к фольклору .

Александр Порфирьевич Бородин ( 1833 – 1887г. )
Бородин – автор оперы «Князь Игорь», трёх симфоний ,камерно- инструментальных и фортепианных произведений, романсов и песен. Опера «Князь Игорь»стала образцом русского оперного стиля, в котором историческая правда сочетается с глубоким драматизмом и проникновенной лирикой. Бородин работал над этим сочинением 18 лет, но так и не закончил его: внезапная смерть оборвала труд. Оперу завешили друзья Бородина – Римский – Корсаков и Глазунов.

Николай Андреевич Римский – Корсаков ( 1844 – 1908г. )
Основу творческого наследия составили оперы многие из которых написаны по произведениям русских писателей. Наиболее известны – «Псковитянка» ( 1872г. ),
«Майская ночь» ( 1879г. ), опера – сказка «Снегурочка» ( 1881г. по пьесе Островского ),
опера – балет «Млада» ( 1890г. ), «Ночь перед Рождеством» ( 1895г. по Гоголю ), опера – былина «Садко» ( 1897г.). Римский – Корсаков обращался и к внутреннему миру человека. Камерная опера «Моцарт и Сальери» ( 1897г. по пьесе Пушкина – одно из наиболее глубоких произведений автора. В опере сказка «О царе Салтане» ( 1900г. по Пушкину ) композитор прибегает к стилизации под народный жанр. Римский – Корсаков
написал около 80 романсов для голоса и фортепиано на стихи А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других русских поэтов. Как дирижёр Римский – Корсаков с 1874г. руководил симфоническими оркестрами, а позднее оперными спектаклями.
Говоря о музыкальной культуре XIX века нельзя не отметить братьев Антона и Николая Рубинштейнов. Их исполнительская и педагогическая деятельность способствовала тому, что в русской культуре утвердились европейские традиции концертной жизни и музыкального образования. Антон Рубинштейн – блестящий пианист – виртуоз. Он основатель и директор Петербургской консерватории с 1861 года.
Николай Рубинштейн известен как пианист, дирижёр и педагог. Он стал основателем и первым директором Московской консерватории ( 1866г. )……………………

Театральная жизнь России в XIX веке.

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись
«министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора было 3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в Москве-
Большой и Малый.
С появлением пьес А.Н. Островского, И.С. Тургенева, прозы Ф.М. Достоевского поэзия Некрасова в русскую культуру пришёл реализм. Актёрское искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о том, что такое правда на сцене. 16 ноября 1859 года был день премьеры в Малом театре пьесы «Гроза» Островского. Вокруг спектакля разразилась буря. Первой исполнительницей роли Катерины была прекрасная актриса Л.П. Никулина – Косицкая. С пьесами Островского на сцену ворвалась стихия русской жизни, новый, сочный и современный язык. В пьесах Островского актёры Малого блистали на протяжении всех последующих десятилетий. Г.Н. Федотова,
М.Н. Ермолова – замечательные актрисы малого тиара. Русские артисты первой половины XIX века М.С. Щепкин, П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин остались в памяти потомков как фигуры из легенды. Щепкин сыграл почти 600 ролей в пьесах Шекспира,
Мольера, Гоголя, Островского и Тургенева. Он одним из первых начал утверждать реализм в русском театре, он создал правду на русской сцене.
Мочалов – прямая противоположность Щепкину. Он играл главные роли в пьесах русской и западной драматургии – Гамлета Шекспира, Карла Моора в драме Шиллера «Разбойники», Чацкого в «Горе от ума». В постановках пьес русские актёры создали образы, вошедшие в историю театрального искусства. Публика восхищалась Екатериной Семёновой, Алексеем Яковлевым. Эти актёры совершенно перевоплощались в представляемое лицо. Постепенно Малый театр стал специализироваться на драматических постановках, а Большой на опере и балете.

Большой Петровский театр 1825-1853 гг.
Открытие Большого Петровского театра 6 января 1825 года было обставлено очень торжественно. Зрители, посетившие в тот вечер новый театр, были потрясены благородством архитектурного замысла и его воплощением, невиданными масштабами здания, красотой отделки его зрительного зала.

Писатель Сергей Аксаков вспоминал: "Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин. изумил и восхитил меня. Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение. "

Перед началом спектакля публика вызвала на сцену строителя театра Осипа Бове и наградила его аплодисментами.

В день открытия театра был показан пролог "Торжество муз" А. Алябьева и А. Верстовского, аллегорически изображавший, как Гений России при помощи муз из развалин сгоревшего театра создал новый прекрасный храм искусства – Большой Петровский театр. В прологе были заняты лучшие актеры труппы: Гения России исполнял знаменитый трагик Павел Мочалов, бога искусств Аполлона – певец Николай Лавров, музы Терпсихоры – ведущая танцовщица Фелицата Виржиния Гюллень-Сор . После антракта был показан балет Фердинанда Сора "Сандрильона". "Блеск костюмов, красота декораций, словом, все театральное великолепие здесь соединилось, как равно и в прологе, – писал музыкальный критик В. Одоевский. Чтобы доставить "равное удовольствие всем жителям Москвы", дирекция театра решила повторить этот спектакль на следующий день.

Пасмурным морозным утром 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Пламя мгновенно охватило все здание, но с наибольшей силой огонь бушевал на сцене и в зрительном зале. "Страшно было смотреть на этого объятого огнем гиганта, – описывал пожар очевидец. – Когда он горел, нам казалось, что перед глазами нашими погибал милый нам человек, наделявший нас прекраснейшими мыслями и чувствами. "

Двое суток боролись москвичи с пламенем, а на третьи здание театра напоминало развалины римского Колизея. Останки здания тлели еще около недели. В огне безвозвратно погибли театральные костюмы, собиравшиеся с конца XVIII века, превосходные декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты.

"Есть события в России, которые быстротой и величием изумляют современников и представляются в виде чудес отдаленному потомству – писали "Московские ведомости" 17 января 1825 года – Такая мысль естественно рождается в душе Россиянина при каждом происшествии, приближающим отечество наше к среде держав Европейских, такая мысль возникает в душе при взгляде на Большой Петровский театр, как феникс из развалин возвысивший стены свои в новом блеске и великолепии".
Проект здания театра, составленный профессором А. Михайловым, был утвержден императором Александром I в 1821 году, а строительство его было поручено архитектору Осипу Бове .
и т.д.

Читайте также:  Удалить все медиафайлы wordpress
Л. ван Бетховен

Ф. Шуберт, Р. Шуман и другие композиторы первой половины XIX в. раз­вивали различные малые формы музыкального искусства (песня, романс, пьеса для фортепиано, танцевальная миниатюра), ещё шире раздвигая рам­ки музыкальной культуры и делая музыку доступной для самой широкой аудитории.

Самым национальным австрийским композитором считается И. Штраус-младший, выдающийся дирижёр и скрипач. На протяжении мно­гих лет он дирижировал на концертных сезонах, проходивших в Павлов­ском «музыкальном вокзале». Штраус создал классический тип венского вальса («Сказки Венского леса» и др.), заслужив славу «короля вальсов». С театральной сцены до сих пор не сходят написанные им оперетты.

В музыкальном искусстве Европы конца XIX в. главенствовал гениальный немецкий музыкант Рихард Вагнер (1813-1883).

Во второй половине XIX в. музыкальной столицей Германии являлся Байрет, и только Вена могла ещё противостоять ему. Здесь вокруг И. Брам­са группировались последователи классической традиции, сохранявшие до конца века своеобразие, свойственное старой немецкой музыке. В 1897 г. Брамса на посту директора Венской оперы сменил Г. Малер, представляв­ший новое поколение композиторов. При нём австрийский симфонизм ещё раз поднялся на одну из своих исторических вершин. Каждая из написан­ных Малером девяти симфоний становилась художественным событием ев­ропейского значения. Его новаторские произведения оказали огромное воздействие на дальнейшее развитие мирового симфонизма и составили целую эпоху в истории музыки.

Дж. Верди

Крупнейшим итальянским композитором XIX в. являлся Джузеппе Верди (1813-1901). В его творчест­ве отразилось пробуждение национального чувства, которое преобразило Италию, поэтому Верди называ­ли «маэстро итальянской революции». Мировую из­вестность принесли ему романтические оперы «Риго­летто» (1851) и «Травиата» (1853). В 1867 г. для париж­ской Гранд-Опера им написана опера «Дон Карлос». В 1871 г. в Каире была поставлена «Аида», написанная по заказу правителя Египта по случаю открытия Суэц­кого канала. Опера Верди «Отелло» (1886) представ­ляет одно из величайших творений мировой музы­кальной классики. Он стал реформатором итальян­ского оперного искусства, поэтому не очень большим преувеличением звучит утверждение: «Итальянская музыка второй половины XIX в. сводится к одному имени — Верди».

Читайте также:  Тренажер фролова тди 01 отзывы

Насыщенная музыкальная жизнь продолжалась также в Париже. Ярким выражением французского музыкального романтизма яви­лось творчество композитора, дирижёра и критика Г. Берлиоза. Его «Фантастическая симфония» (1830) считается первой про­граммной романтической симфонией. Берлиоз много гастролиро­вал по Европе, способствуя утверждению канонов новой музыки и исполнительского мастерства.

А.-Ш. Адан оставил след в исто­рии музыки своими романтическими балетами «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856).

Вершиной творчества Ш. Гуно стала опера «Фа­уст» (1859), получившая мировое признание.

Ж. Оффенбах стал основоположником нового жанра — оперетты, которая является ти­пичным порождением культуры Второй империи.

Ж. Бизе просла­вился постановкой оперы «Кармен» (1874). В Париже она вызвала скандал, но очень скоро обрела большой успех в Вене. «Кармен» Бизе считается одной из вершин оперного реализма XIX в., а П. И. Чайковский называл её «самой популярной оперой в мире».

Большой известностью во всей Европе пользовался талантливый композитор и мастер инструментальной музыки К. Сен-Санс. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

К. Дебюсси вступил на музыкальное поприще в убеждении, что нужно «искать пути после Вагнера, а не идти по его стопам». Дебюс­си называют основоположником «музыкального импрессионизма», его творчество оказало большое воздействие на развитие музыки XX в.

Ещё дальше по пути «музыкального импрессионизма» продви­нулся М.-Ж. Равель, постановщик новаторских опер и балетов, а также автор новаторских произведений для фортепиано.

Париж стал творческой родиной для многих музыкантов из других стран Европы, среди которых выделяется польский композитор Ф. Шопен. Твор­чество Шопена представляет одно из величайших достижений мировой ху­дожественной культуры; особенно значителен его вклад в развитие жанра ноктюрна. Шопен является также основоположником польской музыкаль­ной классики, он показал своеобразие польской танцевальной музыки, со­чинял замечательные полонезы, заслужил почётное звание «короля мазу­рок».

Читайте также:  Divx r vod что это

В одно время с Шопеном началась творческая карьера крупнейшего венгерского композитора Ф. Листа. Его деятельность имела огромное зна­чение для развития мировой музыкальной культуры. В историю музыки Лист вошёл как великий преобразователь игры на фортепиано и компози­тор-новатор, который не только расширил сферу музыкального примене­ния фортепиано, но и превратил его из салонно-камерного инструмента в инструмент для массовой аудитории.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *